г. Москва,
здание Государственной Думы ФС РФ
ул. Воздвиженка, 4/7, стр.1, офис 526

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
РОССИЙСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
+7 (495) 995-91-06
info@ros-ma.ru

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
г. Москва, ул. Воздвиженка, д.4/7, стр. 1, офис 526 в здании Государственной Думы ФС РФ
ЗАДАЙТЕ
ВОПРОС
Мы предоставим Вам полную экспертную консультацию

Совместное мероприятие Российской муниципальной академии с Комитетом Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению

22 марта 2024 года в Круглом зале Дома Союзов (зал №1, ул. Большая Дмитровка, д.1) состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению с Российской муниципальной академией и Отделением Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам.


Модератором мероприятия выступил президент Российской муниципальной академии, президент Общенационального союза некоммерческих организаций и социальных предприятий, сопредседатель Федерального Экспертного Совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам Общероссийской ассамблеи развития территорий и общественного самоуправления при Комитете Государственной Думы ФС РФ по региональной политике местному самоуправлению, первый заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России, сопредседатель Оргкомитета Федерального Народного Совета, академик РАЕН, академик IATR Александр АЙГИСТОВ.

Открывая заседание, ведущий передал горячий привет участникам мероприятия от Председателя Комитета Совета Федерации ФС РФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, заместителя председателя Высшего Совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, академика Российской муниципальной академии Вячеслава ТИМЧЕНКО, который поздравил Российскую муниципальную академию с 25-летием со дня основания и пожелал ей процветания и дальнейшего развития.


Также участников мероприятия поприветствовали находящиеся в президиуме: член Совета Федерации ФС РФ, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Елена ШУМИЛОВА и депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике Виктор КАЗАКОВ. Государственные деятели единодушно подчеркнули, что за время работы Российская муниципальная академия объединила огромное количество ведущих учёных и практиков в области местного самоуправления и развития территорий, людей, которые беззаветно служат на благо нашей Родины.

Александр АЙГИСТОВ, в своём приветственном слове отметил, что местное самоуправление в Российской Федерации имеет давнюю историю и богатые традиции. Сменявшие друг друга эпохи вносили свои коррективы в его деятельность, но лучших представителей земств, органов городского самоуправления неизменно отличали компетентность, принципиальность, стремление честно служить Родине, людям. За минувшие годы они внесли огромный вклад в совершенствование отечественного здравоохранения, образования, просвещения, предпринимательства, способствовали продвижению в обществе высоких идей благотворительности, милосердия и попечительства.

«Сегодня развитие местного самоуправления, повышение его эффективности, ресурсных, кадровых возможностей – наш безусловный приоритет. От этого во многом зависит решение насущных проблем граждан России, их вовлечение в реализацию важных проектов и программ, направленных на обустройство территорий, укрепление ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры», – констатировал Александр АЙГИСТОВ.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению, почетный председатель Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам Алексей ДИДЕНКО, раскрывая посыл ведущего, сообщил, что действительно в Российской Федерации нет ни одного более или менее значимого вопроса, который мог бы быть решен вне пределов формирования и осуществления федеративных отношений, региональной политики и местного самоуправления, без учета специфики построения единой системы публичной власти в государстве федеративного типа.

«Опережающее развитие инфраструктуры является важнейшим условием для наращивания деловой, инвестиционной активности, создания рабочих мест. Строительство и ремонт инфраструктуры сетей, коммуникаций, систем общественного транспорта – всё это огромная работа, которая ведётся на уровне регионов и муниципалитетов, в том числе в рамках национальных проектов. И ей нужно уделять особое внимание, поскольку решение этой задачи направлено в первую очередь на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан, и, как следствие этого, на сбережение и умножение народа, на поддержку материнства и семей, многодетных семей особенно, на сохранение и развитие человеческого потенциала, местных сообществ.


Не случайно Президент в своем Послании 29.2.2024 указал на списание 2/3 бюджетных кредитов регионов с целью направления высвобождающихся средств на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Кроме того, в Послании Президент отметил, что особое внимание нужно уделить сельским территориям, регионам, где продолжительность жизни пока ниже, чем в среднем по России. На решение этих задач будет нацелен национальный проект «Продолжительная и активная жизнь». В том числе на решение данной задачи направлено поручение Президента о строительстве в малых городах, на сельских территориях не менее 350 спортивных объектов на что будет направлено 65 миллиардов рублей из федерального бюджета», – заявил Алексей ДИДЕНКО.

Продолжая заседание, президент Российской муниципальной академии Александр АЙГИСТОВ напомнил о главных заявлениях Президента Российской Федерации Владимира ПУТИНА на Совещании с главами муниципалитетов субъектов Российской Федерации, прошедшего в начале текущего года.

Глава государства заявил, что муниципалитеты должны более активно участвовать в формировании общенациональной повестки развития. От отметил, что в конце прошлого года стартовала программа развития муниципального кадрового управленческого резерва «Школа мэров», на первых двух потоках обучается уже 160 человек, в этом году будут запущены еще два потока. Начал работать «Цифровой университет муниципалитетов». Действует программа сопровождения молодых государственных и муниципальных служащих «ГосСтарт». Все программы подготовки кадров должны быть доступны новым территориям, им нужно встраиваться в правовую систему РФ. Проводится детальная инвентаризация всех расходных полномочий муниципалитетов. Правительство должно принять решение об исключении дублирующих функций местного самоуправления.


В свою очередь, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению Алексей ДИДЕНКО констатировал, что в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов необходимо завершить работу по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных отраслевым федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в Федеральных законах от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», результатом чего должна стать, в том числе, отмена тех полномочий муниципалитетов, которые не соответствуют указанным вопросам местного значения.


Кроме того, в результате инвентаризации полномочий муниципальных образований следует выработать предложения о внесении изменений в отраслевое законодательство Российской Федерации, предусматривающих исключение (минимизацию) установления на федеральном уровне требований (правил, норм, нормативов, стандартов), непосредственно влияющих на объем расходных обязательств муниципальных образований.


В настоящее время в бюджетной системе Российской Федерации сохраняется тенденция к значительной дифференциации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, в том числе налоговому потенциалу и по уровню финансовой стабильности, что также является фактором для выделения значительных средств из федерального бюджета на обеспечение выравнивания уровня бюджетной обеспеченности разных субъектов Российской Федерации и сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанная дифференциация приводит к необходимости централизации финансовых средств в федеральном бюджете при значительном дефиците финансовых средств большинства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и последующем перераспределении их существенной части между бюджетами нижестоящих уровней бюджетной системы в качестве межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.
Данный фактор приводит к дотационности и финансовой зависимости бюджетов нижестоящих уровней от бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы и к отсутствию у них достаточных стимулов для развития собственного налогового потенциала.

«В связи с этим полагаем, что решение проблемы по сокращению дифференциации уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований должно стать приоритетом государственной социально-экономической политики», – сказал в заключение Алексей ДИДЕНКО.

Поддерживая Алексея ДИДЕНКО, президент Российской академии естественных наук, академик Российской муниципальной академии Пётр БУРАК остановился на актуальных проблемах совершенствования методологии и организации стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях в условиях социально ориентированной рыночной экономики.


В частности, он отметил важность четкого разграничения сфер директивности и индикативности в планах, формирования строгой иерархической системы плановых документов на уровне регион – муниципальное образование, а также решения методологических вопросов применения информационных технологий в плановом процессе, с учетом принципиально новых возможностей, которые предоставляют технологии Big Data, нейросети и искусственный интеллект.

Председатель организационного комитета Российского муниципального форума, член Президиума Российской муниципальной академии Светлана ЮРКОВА в своем выступлении отметила, что обсуждаемая на мероприятии тема государственного и муниципального строительства продолжает оставаться актуальной.

«Эта тема регулярно обсуждается на свободной площадке проводимого при поддержке Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также Российской муниципальной академии, Российского муниципального форума (далее – Форум), одним из результатов которого является итоговая Резолюция, в которой отражаются взгляды участников на имеющиеся проблемы и предлагаемые варианты их решения.

В ходе проведения последнего Форума среди самых существенных проблем были отмечены отсутствие новых Основ государственной политики в области местного самоуправления, несоответствие между компетенцией и ресурсами местного самоуправления, необоснованное укрупнение муниципальных образований.

По мнению участников Форума, отсутствие Основ государственной политики в области местного самоуправления препятствует его целенаправленному и планомерному развитию; компетенция, включающая множество несвойственных сущности местного самоуправления полномочий, не может быть обеспечена имеющимся в настоящее время ресурсами; повальное укрупнение муниципальных образований противоречит его природе и задачам.

Проведение крупномасштабной реформы местного самоуправления в создавшихся в стране и мире условиях само по себе может вызвать серьезные проблемы в управлении на местном уровне.

Итоговый вопрос – что мы строим на этом уровне: развитое местное самоуправление или местные органы централизованной государственной власти? От решения этого вопроса зависит и решение всех остальных более частных проблем», – заострила ситуацию Светлана ЮРКОВА.

Таким же эмоциональным стало выступление главы администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, академика Российской муниципальной академии Наталии ЗИМАРИНОЙ.

Она напомнила, что целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.


«Однако, – посетовала Наталия ЗИМАРИНА, – приоритетные задачи, которые были отражены в стратегическом планировании развития территорий, поменялись.


В 2022 году наша страна столкнулась с новыми вызовами, требующими мобилизации ресурсов и выработки к решению актуальных задач в экономике и социальной сфере в условиях внешнего давления и ограничений, которые затронули не только большие города, но и сельские поселения.

Я являюсь главой администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области. В связи с последними событиями, органы местного самоуправления вынуждены работать в более сложных условиях, выполнять задачи, которые ставит перед нами Президент Российской Федерации и диктует время.


Но эти задачи не обеспечены финансово: работа с вынужденными переселенцами, помощь семьям мобилизованных и военнослужащим, которые служат по контракту, постоянный сбор и отправка гуманитарной помощи в зону проведения специальной военной операции. Для решения этих задач требуется консолидация нашего общества, активная работа с жителями, предпринимателями.


К тому же, порой возникают вопросы, которые органы местного самоуправления не могут решить самостоятельно, без помощи старшего руководства, а инновации и преобразования органы региона просто «гнут через коленку», не погружаясь точечно в специфику отдельно взятого района или сельского поселения.

Для решения этих вопросов необходимо более индивидуально и точечно подходить к вопросам инноваций и преобразований, исходя из специфики отдельно взятого района и мнения жителей», – заявила глава сельского поселения.

Наталия ЗИМАРИНА поблагодарила за тесное сотрудничество руководство и членов Российской муниципальной академии, которые обеспечивают тесную беспрерывную связь органов местного самоуправления Российской Федерации, помогают советами и делами.

Старший научный сотрудник ФГБУ «Вологодский научный центр Российской академии наук», член – корреспондент Российской муниципальной академии Николай ВОРОШИЛОВ в своём выступлении отметил, что в части развития городских агломераций важно: федеральным органам власти – нормативно установить критерии определения состава и границ агломерации, проработать меры поддержки реализации проектов/мероприятий в агломерациях за счёт софинансирования из федерального бюджета; органам местного самоуправления (МСУ) – подписать соглашение о создании и совместном развитии соответствующей агломерации, совместно с органами государственной власти субъекта РФ – разработать Стратегию и программу развития агломерации, а также пул внутриагломерационных проектов.


Николай ВОРОШИЛОВ уверен, что в части совершенствования государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» целесообразно: федеральным органам власти совместно с представителями органов государственной власти субъектов РФ и органами МСУ, научного и экспертного сообщества проработать вопросы о расширении направлений программы (в части стимулирования развития в том числе и несельскохозяйственных видов деятельности, более масштабного развития инженерной инфраструктуры и др.), о корректировке критериев отбора крупных проектов КРСТ (исключить или заменить показатели, на которые не могут повлиять органы местного самоуправления в краткосрочном периоде), об уменьшении доли софинансирования проектов/мероприятий программы со стороны органов МСУ до 5-10%.

Отвечая на многочисленные вопросы участников заседания, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению Алексей ДИДЕНКО отметил, что в целях создания стимулов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по развитию налогового потенциала, расширению их финансовой самостоятельности, можно было бы рассмотреть возможность постепенного повышения доли доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации (до 50%) в общем объеме доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, а также постепенного повышения доли доходов консолидированных местных бюджетов (до 50%) в общем объеме доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом четкого и оптимального разграничения полномочий и финансовых ресурсов между уровнями публичной власти, которое должно быть произведено в аналогичной пропорции.

Алексей ДИДЕНКО пришёл к выводу, что все вышеуказанное говорит о необходимости смены фискальной налогово-бюджетной политики в отношении муниципальных образований, на политику, обеспечивающую стимулирование органов местного самоуправления к устойчивому и гармоничному социально-экономическому развитию соответствующих территорий.

Также государственный деятель выразил уверенность в том, что немаловажную роль в социально-экономического развития страны, ее устойчивом, территориальной целостности и национальной безопасности Российской Федерации, играют документы стратегического планирования, от принятия и реализации которых зависит устойчивость к реалиям и вызовам настоящего времени всего государства в целом, а также его субъектов и муниципалитетов.

«В этой связи в современных условиях принципиально важным представляется, во-первых, переход к системе стратегического планирования на всех уровнях публичной власти (включая региональный и муниципальный), обозначенный принятием и последующей корректировкой Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Положения этого закона дают основания полагать, что необходимым элементом долговременного стратегирования должно стать также и совершенствование экономико-правовых основ федеративных отношений, регионального и муниципального развития.


Во-вторых, важным направлением в сфере стратегического планирования является корректировка действующих и принятие новых ключевых документов по вопросам национальной безопасности Российской Федерации, которые в условиях введения в 2022 году в отношении Российской Федерации международных экономических санкций должны обеспечить сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие нашего государства, его субъектов и муниципальных образований, а также развитие стратегически важных для нашей страны отраслей экономики и социальной сферы.

Данные документы формируют институционально-правовую основу и содержательный вектор для дальнейшего развития и совершенствования законодательства в сфере федеративных отношений, регионального развития и местного самоуправления, – сказал в заключение Алексей ДИДЕНКО.


Итоги заседания кратко подвёл советник мэра Москвы профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, президент Ассоциации землячеств Москвы, вице-президент Российской муниципальной академии Владимир ЗОТОВ, который заявил, что местное самоуправление в современных условиях представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества и не случайно проблема состояния и перспектив развития местного самоуправления определена как одна из ключевых в контексте задач по дальнейшему развитию нашей страны.

«Актуальность анализа тенденций развития местного самоуправления в современной науке и практике определяется разнонаправленностью и противоречивостью факторов, обуславливающих протекание данного процесса в сегодняшних политических, правовых и социально-экономических условиях.


С одной стороны, функционирует нормативно-правовая база, легитимирующая вопросы местного самоуправления, ее реализации способствует определенная политическая поддержка региональных администраций и сообществ, а также федерального центра.
С другой стороны, на практике обнаруживается большое число проблем, связанных с реальным воплощением заявленных в законодательстве и политических декларациях стратегических направлений и задач развития самоуправления на местах.

Существующая противоречивая практика реформирования местного самоуправления в регионах России не только актуализирует всесторонний и непрерывный мониторинг его изменяющегося состояния, но и диктует необходимость научного исследования дальнейших тенденций развития данного процесса», – считает Владимир ЗОТОВ.


Вице-президент Российской муниципальной академии подчеркнул, что многозначность и пока еще недостаточная урегулированность понимания термина «местное самоуправление» имеют многочисленные последствия в части разделения полномочий между федеральным центром, регионом и местным уровнем применительно к анализируемым нами муниципальным объектам. Так, в частности, его понимание как конституционного права граждан относит вопросы регулирования к ведению Российской Федерации, а в случае трактовки как формы народовластия, формы организации публичной власти, регулирование относится к совместному ведению Российской федерации и субъектов РФ, что вызывает на практике проблемы как организационного, так и управленческого характера.

В заключение своего выступления Владимир ЗОТОВ поздравил Российскую муниципальную академию с 25-летием и предложил главному научному центру местного самоуправления России провести экспертные исследования по важнейшим проблемам, обсуждаемым на текущем заседании.