Президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии Александр Анатольевич АЙГИСТОВ, дал интервью социально-ориентированному журналу «Жизнь 2.0» на тему: «Проблемы и тренды развития
некоммерческого сектора в России»
– Расскажите, пожалуйста, какие задачи и вызовы для некоммерческого сектора сейчас на повестке?
Александр Анатольевич: «Прежде всего хотел бы сказать, что некоммерческий сектор должен сегодня представить нашему обществу высокий и качественный уровень в оказании социальных услуг, проведении социально важных мероприятий, поставке социальных товаров и решении поставленных государством задач в различных сферах.
Президент России отметил необходимость создания современной среды для жизни, развитие городов и сельских территорий, решения инфраструктурных проблем и внедрения таких решений, которые способны вывести на новый уровень эффективность государственного и муниципального управления, на создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека.
А чтобы достичь этих результатов, необходимо создание понятной, удобной и комфортной системы взаимодействия между государством и обществом, между государством и гражданином».
– Каковы последние тенденции партнерства НКО и государства?
Александр Анатольевич: «Считаю, что в силу сложных социально-экономических условий сопряженность деятельности НКО с государственным управлением остаётся ключевой. Государство взяло курс на активное привлечение СО НКО к оказанию населению услуг в социальной сфере, предоставляемых за счет бюджета.
Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин сказал, что нужны тысячи таких организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере.
Я уверен, что востребованность новых подходов взаимодействия власти и общества, предлагаемых некоммерческими организациями России, возрастает с каждым годом».
– Какие основные сложности партнерства НКО и государства можно выделить?
Александр Анатольевич: «Формы и механизмы взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления представлены в федеральных и региональных правовых актах. Однако, во многих регионах стратегии развития некоммерческого сектора или их разновидности, а также программы поддержки СО НКО отсутствуют.
В числе наиболее сложных проблем и трудностей, с которыми сталкиваются некоммерческие организации – отсутствие единой государственной политики поддержки развития некоммерческого сектора, включающей в себя наличие стратегии и программы действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по поддержке и созданию условий для экономического развития некоммерческого сектора в целом и некоммерческих организаций в частности.
Практически больше половины всех некоммерческих структур, участвующих в опросах Общенационального союза некоммерческих организаций, констатировали, что они, чтобы как-то выжить в сложных экономических условиях, осуществляют свою деятельность в основном за счет случайных приработков, пожертвований, мероприятий со сбором средств, за счет привлечения непрофильных внебюджетных источников, или за счет личных средств членов организации. Такая ситуация, как вы понимаете, довольно грустная и крайне неблагоприятная».
– Если говорить про формы поддержки НКО государством, что на Ваш взгляд надо усовершенствовать?
Александр Анатольевич: «Общенациональный союз НКО предлагает начать активное переформатирование коммуникации некоммерческого сектора и власти. Свои реформы мы выделяем в три этапа.
Первый этап – это законодательное регулирование сферы распределения грантов и субсидий, в который входит введение института регулятора конкурсных процедур по распределению грантов и субсидий с возможностью приостановки, и отмены результатов конкурсных процедур по причине нарушений.
Второй этап реформ – повышение объективности, поможет формализовать ряд разделов грантовых заявок, которые на данный момент являются весьма субъективными. На этом этапе необходимо унифицировать все критерии оценки и все положения о деятельности конкурсных комиссий, минимизировав субъективный фактор эксперта.
Третий этап реформ – устойчивое развитие социальной сферы, предполагает преобразование самой функции грантов и субсидий: от «покупки социального результата» к устойчивым социальным изменениям на отдельной территории, нескольких территорий и на уровне Федерации в целом. Здесь во главу угла ставится не максимизация кратковременного социального эффекта, а создание устойчивых институтов социального развития.
Также хотел бы сказать, что в настоящее время гранты и субсидии – это проектная поддержка, которая имеет краткосрочный характер и не нацелена на инфраструктурную поддержку и поддержку инновационной деятельности организации. А это не способствует оказанию содействия развитию организации, созданию условий для ее финансово-экономической устойчивости. В связи с этим, было бы целесообразным делать новый акцент на государственной финансовой поддержке и текущей деятельности организации, выделить отдельную номинацию, касающуюся материально-технической и инновационной поддержки деятельности СО НКО, что позволит реализовывать СО НКО долгосрочные социальные проекты, обрести устойчивость и самостоятельность».
– Вы процитировали слова Президента России В.В. Путина, который сказал, что «нужны тысячи организаций по стране, которые готовы брать на себя ответственность, выступать надежным партнером государства в социальной сфере», что Общенациональный союз НКО в связи с этим предлагает?
Александр Анатольевич: «Мы предлагаем открыть инфраструктуру государственных бюджетных учреждений для некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению. Некоммерческие организации получат возможность использования инфраструктуры ГБУ на определенных взаимовыгодных условиях. От НКО – только кадры, методики и рынок потребителей. А оборудование, помещение, доступ, базы клиентов – от государства. Это, пожалуй, новый подход, который, практически моментально сможет снять барьеры и обеспечить равный доступ НКО к рынку социальных услуг».
– С какими трудностями сейчас СО НКО сталкивается при выходе на рынок социальных услуг?
Александр Анатольевич: «Отмечается неравенство конкурентных условий для выхода СО НКО на рынок соцуслуг по сравнению с организациями малого и среднего бизнеса.
К огромному сожалению, у некоммерческих организаций нет возможности получения заемного финансирования, льготного кредитования и доступа к инфраструктуре поддержки. Кроме того, НКО не могут получать имущественную поддержку на безвозмездной основе в случае получения ими возмещения за оказанные социальные услуги. Также остается целый ряд технических пробелов, которые затрудняют участие НКО в оказании соцуслуг на конкурентной основе.
Представители некоммерческих организаций также говорят об отсутствии методики тарифицирования новых, в том числе инновационных услуг НКО в отраслях социальной сферы. Отсутствует и возмещение за оказание срочных социальных услуг, стандарты по многим соцуслугам, в том числе включенным в перечень общественно полезных услуг.
Компенсации за сделанную работу часто не покрывают даже минимальные расходы организации. Формально государственные соцучреждения финансируются исходя из этих же тарифов. Но, помимо этого, государство берет на себя многие их расходы: за помещение, административные и так далее. У СО НКО такой поддержки нет».
– Да, сложностей много, конечно. Но Вы даёте рецепты для их преодоления. В заключение нашей беседы скажите, пожалуйста, о чём сегодня мечтаете Вы и российские НКО?
Александр Анатольевич: «Несмотря на несовершенства нормативно-правовой базы, несмотря на ряд трудностей на пути к реализации целей, некоммерческий сектор объединяет замечательная мечта – мечта о более совершенном и справедливом обществе.
Наша великая страна, ее величественная природа, ее ресурсы, вся наша история, многонациональное культурное наследие и духовно-нравственные идеалы – это и есть основа нашего единства и наших надежд на лучшее будущее для новых поколений!»