Александр Анатольевич АЙГИСТОВ
Президент Российской муниципальной академии,
президент Общенационального союза некоммерческих организаций, сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС при Государственной Думе ФС РФ,
сопредседатель Федерального Народного Совета,
первый заместитель совета Ассамблеи народов России,
академик РАЕН
СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО
КАК ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Моему учителю, соратнику и другу
Игорю Викторовичу БАБИЧЕВУ
посвящается…
Именно
человек, человеческая личность находится на вершине материального мира и в центре социальной истории. Человек – единственное, уникальное в своем роде явление, лестница, связывающая материальный и духовный миры.
Именно такое двуединство обуславливает главную особенность человека как творца: способность не только рационально комбинировать готовые элементы окружающего мира, но осмысленно и целесообразно творить новое в сфере социальной материи – в научном, художественном, нравственном, политическом творчестве, питаясь энергиями полноты своей цивилизационной традиции.
Но чтобы стать подлинным идеологом социального мира,
человек должен возрасти от потенциальной личности, которой он является по факту рождения,
к личности действительной (к сверхличностному богоподобию), в чём
состоит смысл и цель человеческой жизни. В свою очередь, в
тайне личности сокрыта и тайна общества, решение проблемы личности – путь к решению проблем общества.
Духовность, нравственность, здоровье – духовное, психическое и телесное, социальное служение близким, их сообществам, обществу в целом, созидание гармонии в себе и в окружающем космосе через реализацию своего творческого начала – вот основные черты гармоничной созидательной личности.
Справедливое общество и государство стремится к равенству социальных возможностей своих граждан и равенству их в этих возможностях перед справедливым законом. То есть таким законом, который соответствует естественному закону природы, выражающему принципы развития живого и разумного,
создаёт условия для эволюционного развития и духовного возрастания человека. Справедливое общество и государство предполагает
должное соответствие между реальной значимостью личностей и их сообществ в общественных отношениях и процессах – и их социальным и экономическим положением, в том числе в получении части национального дохода, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Именно идея социальной справедливости является одной из главных «точек сборки» современного российского общества, которая затрагивает всех без исключения российских граждан.
Только гармоничное, справедливое государственное и общественное устройство способно к уверенному развитию. Только такое общество и государство может быть истоком и основой патриотизма.
Вся история человечества, до сегодняшнего дня – вражда, порождённая лишениями. По мере развития человеческого общества и его солидаризации совершенствуется и общественная мораль. В обществе солидарности не может быть войны каждого против всех. Не может быть племенных, религиозных, национальных, расовых, корпоративных, государственных и главное – классовых войн, возникающих от стремления одних присвоить труд других.
Народ – понятие соборное: суперэтнос тогда становится народом, когда он обретает соборность. Соборное общество организуется людьми истинной веры и доброй воли как семья семей в духе и любви.
Этапом развития соборного общества является солидарное общество. Противоположностью соборного (солидарного) общества могут быть различные варианты «гражданского общества», отличающиеся всяческими дисгармониями между индивидуальным и коллективным, между индивидом и обществом, стремлением порой не к сверхличному, а к инфраличному (к «влияниям нижнего мира», к темным силам инстинкта и чувствования, к трансгуманистическим утопиям).
Гражданское общество может быть истинным, только будучи соборным, солидарным. Особое качество семьи и её особая миссия – солидарная жизнь поколений. Любовь родителей к детям и их забота о детях в любви; любовь детей к родителям и забота о них; взаимная любовь и взаимная солидарная забота поколений – основа жизнеродности народов и государств. Сохранение и бережное отношение к исторической памяти своего народа - важный цивилизационный код российского общества.
Солидарность и справедливость взаимосвязаны. Справедливая социальная жизнь – это солидарная, соборная жизнь ради ближнего и дальнего, ради природы, общества и человека: для личности – ради других личностей, ради своей семьи, своего сообщества, своего народа; для народа – ради своей Родины, но и ради других народов в симфоничном многоцивилизационном человеческом всеединстве. И это есть то, что называется
социальным служением. И это то, что можно назвать
патриотизмом. При этом солидарное общество и государство не подавляет и не подчиняет личность, но способствует проявлению её инициативы, её разностороннему, в том числе предпринимательскому, творчеству (без которого нет и не может быть развития самого общества), её возрастанию к личности, способной быть солидарной с другими личностями.
Подлинная демократия – это
самоуправление (самоорганизация и самодеятельность) личностей, их сообществ и общества в целом, дисциплина постоянного удержания целей и ценностей справедливости и солидарности, границ и содержания своей свободы. Самоуправление свободной личности, справедливое и солидарное, и есть «демократия участия», социальное служение, умное и деятельное погружение в общественное дело всех и каждого.
Такое самоуправление можно назвать патриотическим. Самоуправление человек должен начинать с себя. Возрастание личности в своей духовности и социализации, в своей подлинной свободе – есть возрастание и в самоуправлении.
Определяющими качествами гармоничной созидательной личности является дисциплина желаний, воли и мысли, что составляет суть личностного целеустремленного самоуправления.
Всестороннее образование поколений, начиная с молодежи, просвещение, развитие, прежде всего духовное, формирование высоких, благородных качеств души, изучение законов природы и общества, его экономики способно животное «я хочу» заменить на осмысленное «я могу» и человеческое «я должен».
Возрастание местных сообществ в своей субъектности есть акт самоуправления. Возрастание государства как справедливого, солидарного, свободного, суверенного, правового и гармонично развивающегося только и может быть через расширение и совершенствование «демократии участия», социального служения солидарных личностей, то есть через патриотизм, через возрастание самоуправления народа как самоуправляющегося сообщества сообществ таких личностей. Через возрастание и самого народа в своей национальной духовной традиции до целостной, гармоничной, свободной и самоуправляющейся, т.е. до соборной, личности.
Возрастание всесторонней субъектности социальных личностей – как индивидуальных, так и коллективных – есть необходимое условие перехода к социо-гуманитарному или интегративному социокультурному строю с его концентрацией на социальных ценностях и целях в гармонии с духовными ценностями. Именно этот строй,
гармоничный интегративный строй народной солидарности, справедливости, свободы, самоуправления и созидания в Добре, с необходимостью идет на смену «постмодерновому», т.н. чувственному строю.
У государства и общества гармоничного интегративного строя – солидарного общества есть обязанность перед личностью:
создание условий для обретения и укрепления её здоровья (в полном смысле этого понятия) и личностной гармонии, для сколь возможно широкого и глубокого раскрытия творческого потенциала возрастающих человеческих личностей и образуемых ими сообществ – семейных, местных, корпоративных, тормозя при этом порочные в них свойства. Необходимо создавать саморазвивающуюся среду для гармоничной сборки (самосборки) субъектов развития солидарного общества, в которой человек сможет учиться, воспитываться и развиваться всю жизнь, чтобы через это его восхождение по ступеням духа шло быстро и уверенно. В то же время необходимо защищать духовное пространство личности от его повреждения и даже уничтожения современными манипулятивными технологиями социального зла.
Базовой манипулятивной технологией, созданной капитализмом еще в XIX веке, является превращение человека в «экономическое животное» главным смыслом жизни которого является потребление материальных благ, услуг и развлечений. Эта технология взрастила «потребительское общество». Второй манипулятивной технологией, уже из ХХ века, стала идеология «жизненного успеха», под которым подразумевается так называемая «самореализация», причем «любой ценой», в сфере социальной карьеры. Третья манипуляция, уже из XXI века, - прямой контроль над сознанием человека с помощью киберсистем, виртуальной реальности и психотропных средств различных видов, перспективы соответствующих вмешательств в генокод человека.
Обеспечение духовной безопасности страны является одной из базовых задач солидарного общества и государства. Ее осуществление сильно затруднено фактическим плюрализмом современного общества, которое вследствие этого стало полностью открытым перед глобализмом и незащищенным перед любыми деструктивными воздействиями на индивидуальное и массовое сознание людей.
Культура и искусство, государственная система образования, преодолевшая свою нынешнюю деградацию, опирающиеся на традицию и образ целостной духовно-ориентированной личности, должны стоять на службе воспитанию, просвещению и образованию человека, выполнять функцию защиты духовной безопасности. С возрастанием уровня духовности и культуры в обществе естественно ослабевает стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания, быстро притупляющемуся и оставляющему тёмную неудовлетворённость. Создавая высокую духовную среду, каждая личность создаёт условия для возвышения обществом её самой, ибо общественная среда — важнейший фактор для воспитания и образования человека.
Высшее правило гармоничного солидарного общества — это мера. Основа культуры — это понимание меры во всём.
Гармония – это мера Бога, проявленная в законах природы и справедливых законах общества. Постигая эти законы – а в случае законов общества и творя их, - мы постигаем замысел Творца. Применяя их на практике, сами становимся сотворцами.
Ответственные в своей свободе личности-творцы – предприниматели, учёные, инженеры, работники производств, образования и здравоохранения, деятели культуры, искусства и спорта – должны составить основной потенциал страны.
Семья – уверенная, здоровая, умная и состоятельная, – базовая ценность гармоничного общества, без которой нет и не может быть правильного воспроизводства
поколений и правильного воспроизводства цивилизационной традиции.
Особый почёт, внимание, забота и поддержка – многодетным семьям, имеющим трёх и более детей. Солидарное общество – здоровое общество. Здоровое общество состоит из здоровых семей. Здоровые семьи имеют здоровых детей. Здоровые дети имеют здоровое развитие. И именно здоровое развитие ведёт к раскрытию творческого потенциала личности, который является необходимым условием повышения производительности целевого труда и быстрых темпов развития страны.
Сбережение и преумножение этих ценностей, как и
сбережение и преумножение всего народа, с особой заботой о детях,
постоянное и планомерное увеличение человеческого потенциала страны, не упуская при этом из виду заботу и помощь инвалидам, престарелым и немощным, – важнейшая миссия солидарного общества и гармоничного государства.
Особое внимание –
формированию новой управленческой элиты России: государственных и муниципальных должностных лиц и служащих, военных, работников судов и прокуратуры, служащих правоохранительных и следственных органов, специальных служб и дипломатов, руководителей крупных и средних предприятий и организаций всех форм собственности.
Авторитетная, влиятельная, профессионально эффективная и ответственная элита как социальный субъект – необходимый элемент структуры солидарного общества. Без нее нельзя рассчитывать на позитивный результат проводимых социальных трансформаций. Но формирование такой элиты – процесс долгий и противоречивый. Элита – это результат длительного развития общественных норм, определяемых конкретными экономическими, социальными, политическими и духовными условиями страны и движением ее созидательных сил. Мы стремимся быть инициаторами и движителями зарождения в российском обществе нового типа правящего социально-политического слоя, новой элиты развития солидарного общества.
Совершенствование взаимодействия государства и общества сегодня должно происходить в направлении изменения самого характера социальной коммуникации, совершенствования форм, их разнообразия, повышения легитимности в глазах сограждан механизмов постоянного диалога, в налаживании взаимообратных коммуникаций между властью и общественными ассоциациями. На основе современных достижений науки необходимо создавать новые механизмы управления и развития, обеспечивающие гармонию иерархических, сетевых и средовых подходов. Публичность и открытость коммуникационных процессов позволит излечить недуги закрытого «элитарного корпоративизма» и наполнить диалог живыми соками солидарной гражданственности. Это, бесспорно,
потребует новой модели государственной и муниципальной власти и службы, которая сегодня обозначается как потребность в открытом, публичном, «отзывчивом» управлении. Объективно назрела потребность в переходе к модели «мягкой власти», при которой свои управленческие действия власть должна соизмерять с действиями расширяющегося поля общественных субъектов, свидетельствующих о нарастании многомерности, сложности и многоголосии современной общественной системы.
Уровень сложности управляющей системы должен соответствовать уровню сложности общественной системы, которой управляют. В свою очередь государство должно стремиться к усложнению общественной системы, а никак не к упрощению, поскольку только сложно, многомерно и при этом гармонично устроенное общество способно к устойчивому росту и расширению. Но никакая общественная система не действует по законам «институционального автоматизма»: самые лучшие институты нуждаются в деятельной подпитке со стороны гармоничных личностей, вкладывающих сюда свои знания, умения, старание и созидательный энтузиазм.
Выращивание состоятельных институтов и культуры взаимодействия власти и общества будет способствовать становлению системы заинтересованного и конструктивного участия граждан в выработке, принятии и реализации социально-значимых решений, создавать климат взаимоуважения и признания ответственного, солидарного и патриотичного диалога. Абсолютизация противоположных интересов и разнонаправленных тенденций, создающая соблазн их «окончательного» и революционного «снятия» раз и навсегда, должна быть преодолена, в том числе и через такой диалог, а главное – через ответственную и грамотную социально-экономическую политику, на это направленную.
Перспективным направлением развития точек сборки солидарного общества на местах является поддержка социально ориентированных НКО, их учёба, нацеливание их на работу по развитию территорий и человеческого потенциала.
Подытожив сказанное, хочу заявить, что Российская муниципальная академия и Общенациональный союз некоммерческих организаций под руководством и управлением Федерального Народного Совета готовы взять на себя миссию содействия формированию солидарного общества, в том числе его «точек сборки» на региональном и местном уровнях – общественных «народных советов».
А в них безусловно войдут и СО НКО, и представители ТОС, местных сообществ, малого и среднего бизнеса, бюджетных организаций, войдут просто активные и ответственные граждане.
Такие «народные советы» смогут представлять истинно солидарное общество перед публичной властью на всех уровнях.
Появление интегративного строя социальной гармонии – строя народной солидарности, справедливости, свободы, самоуправления и созидания, который, и я в этом убеждён, безальтернативен в истории каждой локальной цивилизации, если она хочет жить и развиваться, обусловлено возникновением необходимого и достаточного слоя гармоничных, созидательных, целостных, духовно-ориентированных личностей. Именно формирование и самоформирование таких личностей, которые, соединяясь, организуют солидарное общество, составляет онтологический смысл и цель жизни нынешнего и последующих поколений наших соотечественников, смысл и цель патриотического созидания.