г. Москва,
здание Государственной Думы ФС РФ
ул. Воздвиженка, 4/7, стр.1, офис 526

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
РОССИЙСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
8 (495) 003-12-28

info@ros-ma.ru

с 9:00 до 18:00 (пн-пт)
г. Москва, ул. Воздвиженка, д.4/7, стр. 1, офис 410-411 в здании Государственной Думы ФС РФ
ЗАДАЙТЕ
ВОПРОС
Мы предоставим Вам полную экспертную консультацию
СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Статья президента Российской муниципальной академии, президента Общенационального союза некоммерческих организаций, сопредседателя Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС при Государственной Думе ФС РФ, первого заместителя совета Ассамблеи народов России, академика РАЕН Александра Анатольевича АЙГИСТОВА

Александр Анатольевич АЙГИСТОВ


Президент Российской муниципальной академии,

президент Общенационального союза некоммерческих организаций, сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС при Государственной Думе ФС РФ,

сопредседатель Федерального Народного Совета,

первый заместитель совета Ассамблеи народов России,

академик РАЕН


СОЛИДАРНОЕ ОБЩЕСТВО

КАК ПРОЕКТ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ


Моему учителю, соратнику и другу

Игорю Викторовичу БАБИЧЕВУ

посвящается…



Именно человек, человеческая личность находится на вершине материального мира и в центре социальной истории. Человек – единственное, уникальное в своем роде явление, лестница, связывающая материальный и духовный миры.

Именно такое двуединство обуславливает главную особенность человека как творца: способность не только рационально комбинировать готовые элементы окружающего мира, но осмысленно и целесообразно творить новое в сфере социальной материи – в научном, художественном, нравственном, политическом творчестве, питаясь энергиями полноты своей цивилизационной традиции.

Но чтобы стать подлинным идеологом социального мира, человек должен возрасти от потенциальной личности, которой он является по факту рождения, к личности действительной (к сверхличностному богоподобию), в чём состоит смысл и цель человеческой жизни.


В свою очередь, в тайне личности сокрыта и тайна общества, решение проблемы личности – путь к решению проблем общества.

Духовность, нравственность, здоровье – духовное, психическое и телесное, социальное служение близким, их сообществам, обществу в целом, созидание гармонии в себе и в окружающем космосе через реализацию своего творческого начала – вот основные черты гармоничной созидательной личности.

Справедливое общество и государство стремится к равенству социальных возможностей своих граждан и равенству их в этих возможностях перед справедливым законом. То есть таким законом, который соответствует естественному закону природы, выражающему принципы развития живого и разумного, создаёт условия для эволюционного развития и духовного возрастания человека.


Справедливое общество и государство предполагает должное соответствие между реальной значимостью личностей и их сообществ в общественных отношениях и процессах – и их социальным и экономическим положением, в том числе в получении части национального дохода, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. Именно идея социальной справедливости является одной из главных «точек сборки» современного российского общества, которая затрагивает всех без исключения российских граждан.

Только гармоничное, справедливое государственное и общественное устройство способно к уверенному развитию. Только такое общество и государство может быть истоком и основой патриотизма.

Вся история человечества, до сегодняшнего дня – вражда, порождённая лишениями. По мере развития человеческого общества и его солидаризации совершенствуется и общественная мораль. В обществе солидарности не может быть войны каждого против всех. Не может быть племенных, религиозных, национальных, расовых, корпоративных, государственных и главное – классовых войн, возникающих от стремления одних присвоить труд других.

Народ – понятие соборное: суперэтнос тогда становится народом, когда он обретает соборность. Соборное общество организуется людьми истинной веры и доброй воли как семья семей в духе и любви.

Этапом развития соборного общества является солидарное общество.
Противоположностью соборного (солидарного) общества могут быть различные варианты «гражданского общества», отличающиеся всяческими дисгармониями между индивидуальным и коллективным, между индивидом и обществом, стремлением порой не к сверхличному, а к инфраличному (к «влияниям нижнего мира», к темным силам инстинкта и чувствования, к трансгуманистическим утопиям).

Гражданское общество может быть истинным, только будучи соборным, солидарным.

Особое качество семьи и её особая миссия – солидарная жизнь поколений. Любовь родителей к детям и их забота о детях в любви; любовь детей к родителям и забота о них; взаимная любовь и взаимная солидарная забота поколений – основа жизнеродности народов и государств. Сохранение и бережное отношение к исторической памяти своего народа - важный цивилизационный код российского общества.

Солидарность и справедливость взаимосвязаны. Справедливая социальная жизнь – это солидарная, соборная жизнь ради ближнего и дальнего, ради природы, общества и человека: для личности – ради других личностей, ради своей семьи, своего сообщества, своего народа; для народа – ради своей Родины, но и ради других народов в симфоничном многоцивилизационном человеческом всеединстве. И это есть то, что называется социальным служением. И это то, что можно назвать патриотизмом.

При этом солидарное общество и государство не подавляет и не подчиняет личность, но способствует проявлению её инициативы, её разностороннему, в том числе предпринимательскому, творчеству (без которого нет и не может быть развития самого общества), её возрастанию к личности, способной быть солидарной с другими личностями.
Подлинная демократия – это самоуправление (самоорганизация и самодеятельность) личностей, их сообществ и общества в целом, дисциплина постоянного удержания целей и ценностей справедливости и солидарности, границ и содержания своей свободы. Самоуправление свободной личности, справедливое и солидарное, и есть «демократия участия», социальное служение, умное и деятельное погружение в общественное дело всех и каждого. Такое самоуправление можно назвать патриотическим.

Самоуправление человек должен начинать с себя. Возрастание личности в своей духовности и социализации, в своей подлинной свободе – есть возрастание и в самоуправлении.

Определяющими качествами гармоничной созидательной личности является дисциплина желаний, воли и мысли, что составляет суть личностного целеустремленного самоуправления.

Всестороннее образование поколений, начиная с молодежи, просвещение, развитие, прежде всего духовное, формирование высоких, благородных качеств души, изучение законов природы и общества, его экономики способно животное «я хочу» заменить на осмысленное «я могу» и человеческое «я должен».

Возрастание местных сообществ в своей субъектности есть акт самоуправления. Возрастание государства как справедливого, солидарного, свободного, суверенного, правового и гармонично развивающегося только и может быть через расширение и совершенствование «демократии участия», социального служения солидарных личностей, то есть через патриотизм, через возрастание самоуправления народа как самоуправляющегося сообщества сообществ таких личностей. Через возрастание и самого народа в своей национальной духовной традиции до целостной, гармоничной, свободной и самоуправляющейся, т.е. до соборной, личности.

Возрастание всесторонней субъектности социальных личностей – как индивидуальных, так и коллективных – есть необходимое условие перехода к социо-гуманитарному или интегративному социокультурному строю с его концентрацией на социальных ценностях и целях в гармонии с духовными ценностями. Именно этот строй, гармоничный интегративный строй народной солидарности, справедливости, свободы, самоуправления и созидания в Добре, с необходимостью идет на смену «постмодерновому», т.н. чувственному строю.

У государства и общества гармоничного интегративного строя – солидарного общества есть обязанность перед личностью: создание условий для обретения и укрепления её здоровья (в полном смысле этого понятия) и личностной гармонии, для сколь возможно широкого и глубокого раскрытия творческого потенциала возрастающих человеческих личностей и образуемых ими сообществ – семейных, местных, корпоративных, тормозя при этом порочные в них свойства. Необходимо создавать саморазвивающуюся среду для гармоничной сборки (самосборки) субъектов развития солидарного общества, в которой человек сможет учиться, воспитываться и развиваться всю жизнь, чтобы через это его восхождение по ступеням духа шло быстро и уверенно. В то же время необходимо защищать духовное пространство личности от его повреждения и даже уничтожения современными манипулятивными технологиями социального зла.

Базовой манипулятивной технологией, созданной капитализмом еще в XIX веке, является превращение человека в «экономическое животное» главным смыслом жизни которого является потребление материальных благ, услуг и развлечений. Эта технология взрастила «потребительское общество». Второй манипулятивной технологией, уже из ХХ века, стала идеология «жизненного успеха», под которым подразумевается так называемая «самореализация», причем «любой ценой», в сфере социальной карьеры. Третья манипуляция, уже из XXI века, - прямой контроль над сознанием человека с помощью киберсистем, виртуальной реальности и психотропных средств различных видов, перспективы соответствующих вмешательств в генокод человека.

Обеспечение духовной безопасности страны является одной из базовых задач солидарного общества и государства. Ее осуществление сильно затруднено фактическим плюрализмом современного общества, которое вследствие этого стало полностью открытым перед глобализмом и незащищенным перед любыми деструктивными воздействиями на индивидуальное и массовое сознание людей.

Культура и искусство, государственная система образования, преодолевшая свою нынешнюю деградацию, опирающиеся на традицию и образ целостной духовно-ориентированной личности, должны стоять на службе воспитанию, просвещению и образованию человека, выполнять функцию защиты духовной безопасности. С возрастанием уровня духовности и культуры в обществе естественно ослабевает стремление к грубому счастью собственности, жадному количественному увеличению обладания, быстро притупляющемуся и оставляющему тёмную неудовлетворённость. Создавая высокую духовную среду, каждая личность создаёт условия для возвышения обществом её самой, ибо общественная среда — важнейший фактор для воспитания и образования человека.

Высшее правило гармоничного солидарного общества — это мера. Основа культуры — это понимание меры во всём. Гармония – это мера Бога, проявленная в законах природы и справедливых законах общества. Постигая эти законы – а в случае законов общества и творя их, - мы постигаем замысел Творца. Применяя их на практике, сами становимся сотворцами.

Ответственные в своей свободе личности-творцы – предприниматели, учёные, инженеры, работники производств, образования и здравоохранения, деятели культуры, искусства и спорта – должны составить основной потенциал страны. Семья – уверенная, здоровая, умная и состоятельная, – базовая ценность гармоничного общества, без которой нет и не может быть правильного воспроизводства
поколений и правильного воспроизводства цивилизационной традиции. Особый почёт, внимание, забота и поддержка – многодетным семьям, имеющим трёх и более детей.


Солидарное общество – здоровое общество. Здоровое общество состоит из здоровых семей. Здоровые семьи имеют здоровых детей. Здоровые дети имеют здоровое развитие. И именно здоровое развитие ведёт к раскрытию творческого потенциала личности, который является необходимым условием повышения производительности целевого труда и быстрых темпов развития страны.

Сбережение и преумножение этих ценностей, как и сбережение и преумножение всего народа, с особой заботой о детях, постоянное и планомерное увеличение человеческого потенциала страны, не упуская при этом из виду заботу и помощь инвалидам, престарелым и немощным, – важнейшая миссия солидарного общества и гармоничного государства.

Особое внимание – формированию новой управленческой элиты России: государственных и муниципальных должностных лиц и служащих, военных, работников судов и прокуратуры, служащих правоохранительных и следственных органов, специальных служб и дипломатов, руководителей крупных и средних предприятий и организаций всех форм собственности.

Авторитетная, влиятельная, профессионально эффективная и ответственная элита как социальный субъект – необходимый элемент структуры солидарного общества. Без нее нельзя рассчитывать на позитивный результат проводимых социальных трансформаций. Но формирование такой элиты – процесс долгий и противоречивый. Элита – это результат длительного развития общественных норм, определяемых конкретными экономическими, социальными, политическими и духовными условиями страны и движением ее созидательных сил. Мы стремимся быть инициаторами и движителями зарождения в российском обществе нового типа правящего социально-политического слоя, новой элиты развития солидарного общества.

Совершенствование взаимодействия государства и общества сегодня должно происходить в направлении изменения самого характера социальной коммуникации, совершенствования форм, их разнообразия, повышения легитимности в глазах сограждан механизмов постоянного диалога, в налаживании взаимообратных коммуникаций между властью и общественными ассоциациями. На основе современных достижений науки необходимо создавать новые механизмы управления и развития, обеспечивающие гармонию иерархических, сетевых и средовых подходов. Публичность и открытость коммуникационных процессов позволит излечить недуги закрытого «элитарного корпоративизма» и наполнить диалог живыми соками солидарной гражданственности. Это, бесспорно, потребует новой модели государственной и муниципальной власти и службы, которая сегодня обозначается как потребность в открытом, публичном, «отзывчивом» управлении.

Объективно назрела потребность в переходе к модели «мягкой власти», при которой свои управленческие действия власть должна соизмерять с действиями расширяющегося поля общественных субъектов, свидетельствующих о нарастании многомерности, сложности и многоголосии современной общественной системы.

Уровень сложности управляющей системы должен соответствовать уровню сложности общественной системы, которой управляют. В свою очередь государство должно стремиться к усложнению общественной системы, а никак не к упрощению, поскольку только сложно, многомерно и при этом гармонично устроенное общество способно к устойчивому росту и расширению.

Но никакая общественная система не действует по законам «институционального автоматизма»: самые лучшие институты нуждаются в деятельной подпитке со стороны гармоничных личностей, вкладывающих сюда свои знания, умения, старание и созидательный энтузиазм.

Выращивание состоятельных институтов и культуры взаимодействия власти и общества будет способствовать становлению системы заинтересованного и конструктивного участия граждан в выработке, принятии и реализации социально-значимых решений, создавать климат взаимоуважения и признания ответственного, солидарного и патриотичного диалога. Абсолютизация противоположных интересов и разнонаправленных тенденций, создающая соблазн их «окончательного» и революционного «снятия» раз и навсегда, должна быть преодолена, в том числе и через такой диалог, а главное – через ответственную и грамотную социально-экономическую политику, на это направленную.

Перспективным направлением развития точек сборки солидарного общества на местах является поддержка социально ориентированных НКО, их учёба, нацеливание их на работу по развитию территорий и человеческого потенциала.

Подытожив сказанное, хочу заявить, что Российская муниципальная академия и Общенациональный союз некоммерческих организаций под руководством и управлением Федерального Народного Совета готовы взять на себя миссию содействия формированию солидарного общества, в том числе его «точек сборки» на региональном и местном уровнях – общественных «народных советов».

А в них безусловно войдут и СО НКО, и представители ТОС, местных сообществ, малого и среднего бизнеса, бюджетных организаций, войдут просто активные и ответственные граждане.

Такие «народные советы» смогут представлять истинно солидарное общество перед публичной властью на всех уровнях.

Появление интегративного строя социальной гармонии – строя народной солидарности, справедливости, свободы, самоуправления и созидания, который, и я в этом убеждён, безальтернативен в истории каждой локальной цивилизации, если она хочет жить и развиваться, обусловлено возникновением необходимого и достаточного слоя гармоничных, созидательных, целостных, духовно-ориентированных личностей.


Именно формирование и самоформирование таких личностей, которые, соединяясь, организуют солидарное общество, составляет онтологический смысл и цель жизни нынешнего и последующих поколений наших соотечественников, смысл и цель патриотического созидания.