28 – 30 июня 2024 года при поддержке Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению проведен Форум гражданских инициатив «Россия 809», организованный в поддержку курса Президента Российской Федерации о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей.
Организаторами Форума выступили Фонд «Мосты в будущее», Федеральный Народный Совет, Фонд поддержки исторического наследия А.Ф.Кони.
Соорганизаторы Форума: Ассоциация разработчиков социокультурных технологий «РУНО», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства, Российская муниципальная академия.
В Форуме, собравшем около 300 участников из более чем 40 регионов России, прозвучали позиции представителей 10 секторов гражданского общества. Три дня содержательного диалога позволили участникам, от ученых и педагогов до ветеранов СВО, родителей и предпринимателей, объединить усилия для решения ключевых задач.
Деятели искусства подняли вопрос о важности сохранения и развития национальной идентичности, предложив ряд конкретных мер по популяризации традиций и ценностей российской культуры.
Специалисты в сфере здравоохранения делились опытом и предлагали новые подходы к профилактике и лечению заболеваний.
Особое внимание было уделено вопросам социальной защиты и поддержки ветеранов СВО. Представители некоммерческих организаций представили свои программы помощи семьям военнослужащих и разработали конкретные механизмы интеграции ветеранов в гражданскую жизнь.
Предприниматели активно обсуждали возможности развития бизнеса в новых экономических условиях и предлагали конкретные меры по поддержке малого и среднего бизнеса.
Молодые люди, участвующие в форуме, высказали свои идеи о развитии регионов и предложили конкретные проекты, направленные на улучшение жизни молодежи.
Форум стал площадкой для диалога между различными секторами общественности и органами публичной власти.
В ходе пленарного заседания, проведенного в первый день Форума (28 июня 2024 года) под модераторством председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению
ДИДЕНКО Алексея Николаевича, с приветствиями к его участникам обратились:
МОРОЗ Сергей Юрьевич, президент Фонда возрождения и развития образования «Мосты в будущее»;
БАБИЧЕВ Игорь Викторович, сопредседатель-координатор Организационного комитета Федерального Народного Совета, председатель Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, д-р юрид. наук, академик РАЕН;
КУЛЕШОВА Людмила Васильевна, президент Фонда поддержки и развития исторического наследия А.Ф.Кони, судья-секретарь Уставного суда Санкт-Петербурга в отставке, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.
СМОЛИН Олег Николаевич, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию;
ШЕЙКИН Артем Геннадьевич, сенатор Российской Федерации, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
После приветствий с пленарными докладами выступили:
ЗИНОВЬЕВА Ольга Мироновна, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», президент Биографического института А.А.Зиновьева «Исторические традиционные ценности как основа идеологии России будущего»;
ДИДЕНКО Алексей Николаевич, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению «Основания и механизмы исполнения Указа Президента Российской Федерации № 809 на региональном и местном уровне: опыт, организационные механизмы, ключевые проблемы и пути решения» (см. презентацию ниже);
БАБИЧЕВ Игорь Викторович, сопредседатель-координатор Организационного комитета Федерального Народного Совета, председатель Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, д-р юрид. наук, академик РАЕН «Традиционные основы мировоззрения» (см. презентацию ниже);
КОЖУХОВА Надежда Алексеевна, руководитель проектов в Представительстве ДВФУ в Москве, программный директор молодежного образовательного форума Северо-Западного федерального округа «Ладога» «Поиск эффективных форм трансляции традиционных духовно-нравственных ценностей в молодежной среде, в том числе на примере молодежного образовательного форума Северо-западного федерального округа «Ладога»;
ФОКИН Павел Семенович, Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел «Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» в контексте 809 Указа».
Далее в ходе пленарного заседания были представлены презентации лучшего опыта исполнения Указа № 809 в регионах России.
По завершению пленарного заседания БАБИЧЕВ Игорь Викторович провел семинар на тему «Гармоничное интегративное развитие России и других локальных цивилизаций» (см. презентацию ниже).
Во второй день Форума (29 июня 2024 года) работа была организована по секторам, в рамках которых, состоялся Круглый стол представителей российских НКО по вопросам сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей. Модератор: президент Общенационального союза некоммерческих организаций и социальных предприятий, президент Российской муниципальной академии, сопредседатель Оргкомитета Федерального народного совета, академик Российской академии естественных наук
АЙГИСТОВ Александр Анатольевич.
Президент РМА рассказал о том, что начиная с ХХ в. в теории и практике международной деятельности стали широко использоваться термины «глобальное управление, глобальное гражданское общество», которые позволили выделить прогрессивные группы в обществе, представляющие собой противовес более консервативным, авторитарным тенденциям правительств и других секторов, имеющих значительное влияние.
Глобальное гражданское общество объединяется вокруг базовых ценностей и приоритетов. Оно часто оказывает противодействие пагубным последствиям неолиберальной экономической глобализации, утверждая принципы равенства, национального самоопределения, устойчивости и другие объединяющие их ценности, в целях обеспечения экономического роста, политического равенства и социальных выгод внутри общества и между обществами.
Александр Анатольевич сообщил, что в международном праве нет единого определения НПО, данный термин относится к разнообразному, иногда весьма неопределенному спектру организаций. НПО — это добровольные самоуправляющиеся организации. Терминология их описания в национальных законодательствах различна: это могут быть ассоциации, благотворительные общества, фонды, общественные, некоммерческие организации, общества и трасты.
В РФ не существует отдельного законодательства, посвященного деятельности НПО, в нормативно-правовых актах используется термин «некоммерческие организации (НКО) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). В соответствии с действующим законодательством в РФ существует 16 организационно-правовых форм НКО и 44 их разновидности. СОНКО, не входят в категорию организационно-правовых форм, к которым относятся государственные корпорации, государственные компании и общественные объединения, относящиеся к политическим партиям в соответствии со статьёй 2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01. 1996. Основная сфера их деятельности это решение социальных проблем и стимулирование развития гражданского общества в России. НКО являются основным элементом гражданского общества, «третьего сектора», некоммерческого сектора. Это элемент социальной сферы, которая не является ни государственной и ни коммерческой, и их цель, как правило, это производство общественных благ, а не получение прибыли или власти.
Александр Анатольевич уточнил, что спектр организаций третьего сектора многообразен, неоднороден, выполняет множество функций (предоставление услуг, публичная поддержка, финансирование), имеет различные источники дохода (бюджетное финансирование, пожертвования и собственные доходы и пр.), ведет свою деятельность во многих сферах (социальное обеспечение, окружающая среда, образование, здравоохранение, жилищное обеспечение, общественное развитие и пр.) и происходит из множества традиций (благотворительность, политическая активность, добровольчество, братские организации и пр.).
Можно выделить следующие уровни их структуры: наднациональный уровень — уровень неправительственных организаций; национальный уровень — уровень национальных некоммерческих организации (Российский Красный Крест и др.) и внутригосударственый уровень — это уровень местных групп, которые обладая меньшими экономическими и финансовыми возможностями, могут оказаться более влиятельными за счет обладания информацией, определенными знаниями и умениями, доверием населения, большей гибкости и мобильности (например, Фонд информационной демократии в РФ) Участие в глобальной сети может позволить национальным организациям воспользоваться «эффектом бумеранга», когда связи, налаженные через сеть, приводят к дополнительному международному давлению на правительство страны с целью проведения конкретной политики.
Если для государств всегда характерна «вертикаль власти», то негосударственные участники могут использовать как иерархическую, так и сетевую варианты внутренней организации. Их цели, интересы, методы деятельности очень разнообразны: могут носить как созидательный характер, например, создание товара, услуги, знаний или новых контактов, так и разрушительный. Мировой общественностью признается, что не все субъекты гражданского общества придерживаются и действуют на основе того, что можно считать позитивными социальными ценностями.
Вклад НКО в ВВП по сравнению с развитыми странами все еще мал, в 2021 г. он составлял 1,46%, включая вклад СОНКО, находящихся в реестре Минэкономразвития (МЭР), который составил 0,59% (вклад благотворительности в экономику составил 0,6%, волонтерства — 0,4%). По данным МЭР за последние 2 года он увеличился в 2 раза, общий объем средств и имущества СОНКО вырос на 53%, а также значительно вырос объем фондов целевого капитала до 140 млрд. рублей.
Добровольцы — движущая сила СОНКО, если общая численность занятых в них на 2022 г. составила 4 414.8 тыс. чел., то 3927,7 тыс..чел. из них — это добровольцы. Прирост занятых в 2022 г.по сравнению с 2020 г. составил 13%. Рост средней заработной платы сотрудников некоммерческих организаций в 2020–2022 гг. составил 30%.
Лидерами по масштабу некоммерческого сектора в РФ, характеризующемуся абсолютными значениями показателей (например, фактическим количеством активно действующих НКО, объёмами привлечённых сектором средств и т. п.) являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, Краснодарский край. В отстающих — Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Ингушетия.
За последние годы в РФ увеличивается финансовая помощь государства «третьему сектору», количество СОНКО, поддержанных в прошлом году на федеральном уровне, составило 6838 на сумму более 344 млрд. руб., что значительно выше результатов 2021 г. В субъектах РФ общий объем финансовой поддержки, предоставляемой СОНКО из региональных бюджетов, в 2022 году составил 85,6 млрд. руб., что на 19% больше, чем в 2021 г. Органами исполнительной власти субъектов РФ было выделено более 85 млрд. руб., получателями средств стали 10,5 тыс. СОНКО, что больше на 8% по сравнению с 2021 г., когда было поддержано 9,6 тыс. СОНКО. Но этого недостаточно.
По данным Росстата основными источниками формирования доходов СОНКО в РФ являются доходы от деятельности (34%) и поступления от коммерческих организаций (30%). Доля государственного финансирования составляет всего 14%, что говорит о необходимости увеличения государственного финансирования. Как показывает мировая практика, в развитых странах государственное финансирование СОНКО составляет примерно 48 % их дохода, а в развивающихся странах — 22 %. Доходы от деятельности, включая членские взносы, составляют 35 % (в развивающихся странах — 61 %), а пожертвования от бизнеса, граждан и иностранных фондов — 17 %. Доля государственного финансирования в доходах НКО отличается в зависимости от региона, она составляет: в Западной Европе, Канаде, Израиле — 54%; Восточной Европе — 42%; Англосаксонских странах — 36%; Скандинавии — 35%; Развитых странах Азии — 34%; в Латинской Америке — 19%.
Президент Российской муниципальной академии и Союза НКО России
АЙГИСТОВ Александр Анатольевич констатировал, что необходима дальнейшая работа государства по развитию всех форм поддержки СОНКО: имущественной, финансовой, налоговой, образовательной, информационной, консультативной и др. Следует продолжать деятельность по улучшению подготовки кадров, повышению компетенций сотрудников НКО, работу по расширению участия НКО в оказании социальных услуг; по ликвидации региональных диспропорций в развитии некоммерческого сектора; совершенствованию оценки эффективности реализуемых мер по поддержке и развитию НКО в стране. До сих пор существует дефицит информации о количествах НКО, видах их деятельности, реализуемых проектах, о мерах поддержки и коммуникаций.
В 2023 году Фондом президентских грантов был поддержан Проект создания информационно-коммуникационной платформы НКО РФ, необходимо разрабатывать и внедрять данный проект на региональном и муниципальном уровне, более активно продвигать социальную рекламу.
Участники круглого стола пришли к мнению, что эффективной самоорганизации граждан, их позитивному взаимодействию с государством, способствует использование их объединениями организационно-правовых форм НКО. Особую значимость в РФ в современных условиях приобретают СОНКО, которые занимаются поддержкой уязвимых групп населения, охраной окружающей среды и другими общественно значимыми вопросами. Они компенсируют провалы, дисфункции как рынка, так и государства, пополняют бюджетные источники для решения, прежде всего, социальных проблем внебюджетными средствами, вовлекают в свою деятельность дополнительные трудовые ресурсы добровольцев. Увеличение государственной поддержки СОНКО является ключевым фактором для роста их вклада в общественный продукт.
В рамках Круглого стола также выступили:
ГАНИН Анатолий Андреевич, директор Общенационального союза некоммерческих организаций и социальных предприятий, вице-президент Российской муниципальной академии;
ЗИМАРИНА Наталия Александровна, академик и член Президиума Российской муниципальной академии, советник Президента Российской муниципальной Академии;
Арутюнян Гаяне Владимировна, академик Российской муниципальной академии, генеральный секретарь Общественной палаты стран ЕАЭС.
Параллельно в другом зале в этот же день состоялась панельная дискуссия «Государство, общество, власть» под модераторством сопредседателя-координатора Организационного комитета Федерального Народного Совета, председателя Отделения РАЕН по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, главного редактора журнала «Местное право», д-ра юрид. наук, академика РАЕН
БАБИЧЕВА Игоря Викторовича, который представил доклад «Государство, общество, личность: Российская гармония интегративного развития» (см. презентацию ниже).
На панельной дискуссии выступили:
ПОЛОСИН Андрей Владимирович, проректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, д-р полит. наук «Российское государствостроительство: смыслы, цели, процессы»;
ЩЕРБАКОВ Андрей Владимирович, директор Института социально-экономического прогнозирования имени Д.И.Менделеева, член Сретенского клуба, канд. эконом. наук «Народоцентричная власть солидарного общества»;
ЛЕПЕХИН Владимир Анатольевич, директор Института ЕвразЭС, директор Школы солидарной экономики и политики, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», канд. филос. наук «О государственной и национальной идее России»;
О. Игорь Владимирович ФИЛОНЕНКО, иерей Храма святителя Филиппа в Мещанской слободе (г. Москва), духовник Федерального Народного Совета «Духовные основы государственного, общественного и личностного созидания»;
НИКОВСКАЯ Лариса Игоревна, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор РАНХиГС, д-р социолог. наук, канд. филос. наук, член Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, координатор Программной комиссии Федерального Народного Совета «Цивилизационное мировоззрение и научно-политологический процесс: актуальные грани взаимодействия»;
ВОЛЧКОВ Виталий Юрьевич, ответственный секретарь Евразийского информационно-аналитического консорциума, врио. исполнительного директора Ассоциации «Аналитика», председатель правления НП «Евразийское правовое агентство», канд. историч. наук «Глобальные вызовы и глобальное прогнозирование. Развитие мира в цивилизационном измерении»;
ФИЛИППОВА Валерия Владимировна, учредитель МОО «КП «Сфера», член Правления, руководитель Комитета по институализации идеологии, ответственный секретарь Ассоциации «Аналитика» «Цивилизационно-ценностные основания страны как критерии стратегического планирования, государственного и муниципального управления»;
ВОЙТЕНОК Алексей Витальевич, доцент кафедры современного государственного и муниципального управления Российского государственного социального университета, ответственный секретарь Организационного комитета Федерального Народного Совета, канд. полит. наук, член-корреспондент РАЕН «Межсекторное взаимодействие на местном и региональном уровне как механизм развития территорий и повышения их человеческого потенциала на основе традиционных ценностей»;
ЛЕВИНА Мария Владимировна, президент Региональной Общественной Организации «Женщина – достояние нации», основатель Школы Достойных Леди, автор Международного Театрализованного Конкурса Красоты и Достоинства «Достояние Нации» «Основы воспитания гармоничной женщины и гармоничного мужчины».
В третий день (30 июня 2024 года) была продолжена работа по секторам, а также прошло торжественное закрытие Форума, в рамках которого:
- подведены итоги Всероссийской Премии «Разум и Сердце России»;
- озвучены доклады от секторов;
- внесены предложения для нацпроектов: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Кадры», «Экономика данных», Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей и «Молодежь России».
Форум «Россия 809» – это практико-ориентированная площадка для объединения усилий органов власти, научного и педагогического сообщества, общественных организаций, представителей бизнеса, родителей и молодежи с целью достижения следующих национальных целей развития Российской Федерации:
- «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи»;
- «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности», основываясь на традиционных российских духовно-нравственных ценностях и принципах патриотизма, приоритета человека, социальной справедливости и равенства возможностей.