В Приангарье (Иркутская область) с 7 по 11 июля 2023 года проведен
Всероссийский фестиваль технического творчества «Добрыш». Мероприятие организовано при поддержке Российской муниципальной академии и социальных партнеров Благотворительным фондом
«Байкал Интеграция».
Фестиваль, как общественная инициатива состоялся в Год педагога и наставника, Десятилетия науки и технологии с целью развития межрегионального сотрудничества, обмена опытом, консолидации кружковых сообществ, педагогов и наставников.
Фестиваль собрал участников из разных регионов страны, которым есть чем поделиться: наработками, знаниями, проектами, продемонстрировать свои достижения в областях научно-технического творчества, передать опыт работы с детьми и молодежью – будущего нашей страны.
Здесь молодые педагоги и уже опытные наставники, инженеры-конструкторы, всех их объединяет общее дело и страна – Россия. Важный аспект Фестиваля – привлечение резонансного внимания общества, связанный с развитием и поднятием престижа профессии инженера, представлением и обучением партнеров по открытию при школах «Площадки инженера будущего».
До сих пор многие ребята, глядя в звездное небо мечтают… мечтают собрать свой первый самолет, мечтают получить профессию и крепко держа штурвал взмыть в небо. И не случайно первый день фестиваля начался с посещения музея истории Иркутского авиазавода, признанного одним из лучших среди авиамузеев России.
Участникам фестиваля представлена работа в Детском авиационном центре «ДАЦ», который находится рядом с авиазаводом. Наверное, волей судьбы так случится, что мальчишки, с увлечением занимающиеся в ДАЦе, получив профессию придут работать на авиазавод, которому очень нужны молодые специалисты.
В рамках мероприятий состоялось представление разработок партнёрами проектов в области научно-технического направления: презентация генеральным конструктором ПК «Точка отсчета» двух авиационных тренажёров, модели вертолёта Автожир, беспилотного Автожира, представление разработок дронов компании «Аэрокейс».
Первый день фестиваля – 7 июля – закончился концертной программой военно-патриотической группы «Второе дыхание».
8 июля состоялась поездка в гостеприимное, живописное место Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» – уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII–XX вв.
Вокалисты – сестры Ника и Ангелина Бухаровы; Галина и Александр Юсевы; Арина Бородихина выступили с концертной программой, посвященной Дню семьи, любви и верности.
Торжественное открытие фестиваля началось с приветственного слова Александра Анатольевича Айгистова – Президента Российской муниципальной академии, Президента Общенационального союза некоммерческих организаций, Сопредседателя Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при Государственной Думе ФС РФ, Первого заместителя председателя совета Ассамблеи народов России, Академика Российской академии естественных наук.
Александр Айгистов сообщил, что Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал идею обучать школьников управлению беспилотниками, а также внедрение курсов по управлению дронами в различных отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве, строительстве и энергетике. А российские компании должны помочь организовать в школах курсы по конструированию, сбору и управлению дронами.
«Уверен, это, во-первых, ребят займет полезным и интересным делом, отвлечет от того, чем не надо было бы заниматься; во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдет на пользу в конечном итоге и стране», – процитировал Александр Анатольевич Айгистов Президента России на совещании по развитию беспилотных авиационных систем.
Президент Российской муниципальной академии рассказал, что в современном, высокотехнологичном и насквозь «оцифрованном» Китае занятия по авиамодельному спорту в школах включены в государственную программу. Эту практику китайцы давным-давно переняли у СССР. Дело в том, что авиамодельный спорт очень серьезно влияет на ребятишек, формируя их личность. И дело здесь даже не в романтике неба и полетов, к которой так тянутся детские сердца. Просто занятия в таких кружках замечательно развивают мелкую моторику и усидчивость, инженерное мышление, учат решать многосложные технические задачи для достижения поставленных спортивных целей, а это позволяет при необходимости быстро пройти путь от лобзика до станка с ЧПУ.
Московский руководитель отметил, что духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Воспитание личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политехнического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных факторов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существующих убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.
Александр Анатольевич подчеркнул, что дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование предоставляет широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов.
Известный общественный деятель уверен, что техническое творчество помогает приобрести детям глубокие и прочные знания в области различных дисциплин и ценные практические умения и навыки: воспитывает культуру труда и трудолюбие, дисциплинированность, умение работать в коллективе. Творческие объединения технической направленностей помогают детям осознать ценность истории и культуры своего и других народов, и развить в них чувство гражданина своей страны.
Основной особенностью технического творчества является воспитание гражданско-патриотической направленности через практико-ориентированную деятельность. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся познают азы конструкторской и рационализаторской деятельности, практически применяют и используют полученные знания в различных областях техники; что в дальнейшем облегчает сознательный выбор профессии и последующее овладение выбранной специальностью.
Занятия в авиамодельном объединении способствуют социальной адаптации и профессиональной ориентации подростков, представляют собой первый шаг в процессе знакомства подростков с авиационной промышленностью.
Изучение истории авиастроения как части мировой культуры происходит в неразрывной связи с изучением истории России, что способствует патриотическому воспитанию подростков. И крайне важно проведение тематических бесед о технике, о боевых самолетах, о подвигах, совершённых советскими лётчиками, а также разнообразные беседы об истории воздухоплавания, гражданской и военной авиации, роли отечественных конструкторов и ученых в развитии авиации, Вооружённых Силах страны.
По мнению Александра Анатольевича Айгистова, ранее приобщение к техническому творчеству, в частности к моделированию военной техники, важно тем, что готовит будущего призывника, а затем и воина к более быстрому и глубокому освоению той сложнейшей техники, вплоть до компьютеров новейшего поколения, которой оснащены наши Вооружённые Силы. Во время обучения и различных соревнований у мальчишек развивается ловкость, смелость, настойчивость, сила воли, воспитывается характер созидателя, а не разрушителя.
«Систематическое участие в соревнованиях разного уровня, позволяют поддерживать мотивацию обучающихся на высоком уровне, дают возможность самореализовываться, добиваться высоких результатов. Происходит рост самооценки обучающихся, ими приобретается социальный опыт общественных и личных отношений. Полученные знания, умения и навыки в различных областях деятельности позволяют детям адаптироваться в современном мире, выбрать жизненный путь», – констатировал Александр Анатольевич Айгистов.
В рамках Всероссийского фестиваля технического творчества «Добрыш» состоялась экскурсия по достопримечательностям музея «Тальцы». Наша Россия – огромная страна. Ее население – это разнообразный национальный состав со своими обычаями, традицией, культурой и участники фестиваля тому пример.
Вечером состоялось посещение школы №19 – нового современного здания: просторные светлые оснащенные современным оборудованием классы, мультимедийная научная лаборатория «Мы познаем мир», самый большой и самый современный школьный планетарий в России, который входит в десятку лидеров по размеру и оснащению среди городских планетариев нашей страны. Участники Фестиваля окунулись в волшебный космический мир. В процессе беседы главный специалист, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, почетный профессор ЮЗГУ, академик Академии российской космонавтики, правнук Циолковского Сергей Николаевич Самбуров передал в школьную библиотеку книгу К.Э. Циолковского «На луне» и открытку с подписями наших российский космонавтов, выразив надежду, что школьники, юные дарования пополнят ряды инженеров будущего и космонавтов.
9 июля. «Хочу летать» – в этих словах не просто мечта, а для многих – цель жизни, их будущее, а в конечном итоге и будущее авиации России. Известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Громов отмечал: «…Подготовку к летной профессии следует начинать значительно раньше поступления в летное училище. Это вопрос государственного значения».
Участников фестиваля на посадочной площадке малая Кура Эхирит – Булагатского района встречает руководитель Юношеской планерной школы иркутского детского авиационного центра «ДАЦ» Игнат Астафьев. Здесь ребята продолжают изучать основы аэродинамики, метеорологии, изучают правила организации полетов с использованием автолебедки, ведения авиационного радиообмена, работу руководителя полетов с отработкой на аэродроме. Наземная подготовка на планерах (балансировка, правила посадки в планер и взаимодействия с участниками полетов) и тренажере. Ремонт планеров в полевых условиях и условиях мастерской.
Ребята учатся выполнять пробежки на планере с использованием автолебедки. Занимаются на авиационном компьютерном тренажере. Проводят техническое обслуживание и ремонт планеров. На практических занятиях полностью погружаются в авиационный мир
– кто-то работает руководителем полетов (диспетчером), другой техником планера, третий летчиком, четвертый сотрудником аэродромного обеспечения – и э то все происходит на реальном аэродроме (под присмотром инструкторов). Данная методика (на каждом занятии производится ротация) занятия позволяет понять нужно ли это молодому человеку или нет, в дальнейшем правильно определяя его судьбу.
Для участников фестиваля мастер-класс, занятия на тренажёрах, ответы на вопросы, а в завершение горячий чай из настоящего самовара на природе… Впереди – обзорная экскурсия по городу трудовой доблести Иркутску.
10июля. Работа на площадках партнеров. Много лет Благотворительный фонд «Байкал Интеграция» сотрудничает с МБУ ДО СЮТ г. Ангарска. И сегодня двери учреждения открыты для участников фестиваля: экскурсия по учреждению «Будем знакомы»; просмотр видеоматериалов о деятельности МБУДО СЮТ; выставка одного экспоната»; практикум «Образовательный Веб-квест «Оружие победы; показательные выступления объединений спортивно технической направленности. Спортивно-технический отдел является одним из ведущих отделов станции юных техников.
Авиамодельное объединение – одно из первых на станции. Судомодельное объединение – одно из труднейших из технических видов спорта. Картинг – самое популярное объединение среди мальчишек. Не менее популярное объединение и «радиоуправляемые автомодели».
«Обмен опытом, знаниями, своими наработками, изобретениями, практической деятельностью, мастер-класс по управлению кордовой пилотажной авиамоделью – все это необходимо для совместной работы», - подвел итог мероприятия Дмитрий Тютрин, депутат Законодательного собрания, участник проекта «Авиамодельный кружок в каждую школу».
Затем авиабаза Белая п. Средний Усольского района. Посещение музея, поездка на аэродром, где каждый участник мог детально осмотреть и посидеть в кабине военного реактивного самолета и лично пообщаться с командиром воздушного судна и штурманом. Многочасовая экскурсия дала очень важные и углубленные знания. Море эмоций!
11 июля. Участники фестиваля зарядились мощью, силой, энергией озера Байкал. Гостеприимно распахнул двери Байкальский музей Сибирского отделения Российской академии наук – интересная, познавательная экскурсия, работа с микроскопами, увлекательное, виртуальное погружение на дно Байкала, а еще экологический поход на научном корабле Байкальского музея, все нужно сделать правильно, четко, слаженно – добыть планктон со дна Байкала и отправить его на исследования в лабораторию музея. У нас все получилось! Погода стояла не жаркая. Дул умеренный ветер. И пусть этот ветер будет ветром перемен, пусть он надует паруса и наш корабль мечты, надежды и удачи бороздит неизведанные просторы и уверенно, под полными парусами идет к поставленной цели. Ведь у нас впереди много нового, интересного.
Дом молодежи «Звездный» Министерства по молодежной политике Иркутской области. Каждый участник фестиваля представлял свое учреждение, рассказывал о своем направлении работы: научно-техническое, авиамоделизм, робототехника, судомоделирование, техническое, конструирование багги и спецмашин, космическое приборостроение, дрон-рейсинг, авиаракетомоделирование, инженерное направление, а также о проблемах и новшествах. Презентации проектов, дискуссии, вопросы-ответы, подведение итогов, концертная программа, вручение дипломов от Министерства образования Иркутской области и торжественное закрытие Фестиваля.
Итоги недельного мероприятия подвёл Президент Российской муниципальной академии Александр Анатольевич Айгистов.
«Нравственное воспитание личности происходит через ознакомление детей с историей замечательных открытий в науке путём вовлечения в активную познавательную, исследовательскую, проектную деятельность. Результатом проектной деятельности является не только конечное изделие, но главное – интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств участников кружков авиамоделирования, их духовного мира. Включение обучающихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку», – считает академик.
Александр Анатольевич уверен, формируя проектную культуру, создавая материальные и духовные ценности, обучающиеся в авиамодельных классах становятся гуманнее, бережливее. Гордость за результаты труда, поиск наиболее рациональных вариантов решения проблемы повышают имидж обучающихся, снимают с многих подростков синдром «безразличия», «безответственности» и «неполноценности».
Президент Российской муниципальной академии констатировал, что авиамоделирование вносит большой вклад в формирование гражданской и патриотической позиции детей: «Авиамоделизм – это не хобби, спорт или бизнес. Для ребёнка – это такое образование, которого он добивается сам и с удовольствием. Сейчас многие подростки всё делают из-под палки, с неохотой. А когда ребёнок занимается техническим творчеством, горит желанием построить самолёт, вертолёт, то он сам старается всё узнать, найти ответы на вопросы, он ищет, проявляет активность. И это потрясающе важно для воспитания будущего гражданина!
Дни фестиваля пролетели как один день. Помимо работы фестиваль подарил всем общение друг с другом, сплотил, объединил, подружил и дал идею и путёвку в жизнь созданию Всероссийского технологического Союза.
Организаторы Фестиваля выражают глубокую признательность руководству Российской муниципальной академии, Общенациональному союзу некоммерческих организаций, всем, кто, несмотря на сложное время для экономики, уделяет внимание и оказывает помощь общественным инициативам, участвуют в общественно полезных делах и проектах во благо подрастающего поколения и нашей многонациональной страны.