Александр АЙГИСТОВ заявил на XXII-ом Российском муниципальном форуме о необходимости назревших перемен в коммуникациях местных властей и населения
В Анапе (пос. Витязево) завершился XХII Российский муниципальный Форум, который проходил с 20 по 23 сентября 2022 года при поддержке Комитета Совета Федерации ФС РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.
Партнеры по проведению Форума: Общественная палата РФ и Федеральный экспертный совет по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам.
Основной организатор Форума – Академия социального управления. Соорганизаторы Форума: Российская муниципальная академия, Фонд «Устойчивое развитие», Институт государственного управления и права Государственного университета управления, Всероссийский Совет местного самоуправления, ООО «Правда-ТУР», Администрация и Совет города-курорта Анапы.
Более двадцати лет Оргкомитет Форума сохраняет традиции и собирает заинтересованное сообщество для профессионального обсуждения актуальных проблем в сфере местного самоуправления и муниципального управления и подготовки предложений по их решению. На единой профессиональной площадке собрались исследователи, эксперты, преподаватели, специалисты в области местного самоуправления, представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основная тема Форума 2022 «Местное самоуправление в единой системе публичной власти: новая модель для России».
В 2022 году Форум собрал более 130 участников из 35 субъектов РФ всех 8-ми федеральных округов РФ, в том числе из четырех республик, четырех краев, 25 областей и двух городов федерального значения (Республика Северная Осетия-Алания, Республика Карачаево-Черкесия, Республика Тыва, Республика Хакасия; Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург).
Среди участников – представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, СМИ, научных, консалтинговых, некоммерческих организаций, студенческая молодежь, обучающаяся по направлению «государственное и муниципальное управление», руководители образовательных учреждений, представители учебно-методических подразделений образовательных учреждений, профессорско-преподавательский состав.
Программа Форума была посвящена вопросам местного самоуправления в единой системе публичной власти как новой модели для России и проходила в сессиях: «Принципы территориальной организации местного самоуправления», «Разграничение компетенций между уровнями публичной власти», «Организационные основы местного самоуправления», «Развитие сельских территорий и малых городов», «Вопросы подготовки и переподготовки кадров для органов публичной власти и управления» и др.
В мероприятии приняли участие:
председатель Оргкомитета Форума, профессор кафедры управления, член президиума Российской муниципальной академии
Светлана ЮРКОВА,
сопредседатель оргкомитета Форума, президент Российской муниципальной академии, сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС при Государственной Думе ФС РФ, академик РАЕН
Александр АЙГИСТОВ,
научный руководитель Российского муниципального форума, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, академик Российской муниципальной академии
Александр ШИРОКОВ,
председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера
Андрей ШЕВЧЕНКО,
председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению
Алексей ДИДЕНКО,
председатель Комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации
Андрей МАКСИМОВ,
профессор кафедры государственного и муниципального управления Государственного университета управления, вице-президент Российской муниципальной академии, главный редактор научного информационно-аналитического журнала «Муниципальная академия», советник мэра Москвы
Владимир ЗОТОВ,
председатель Совета муниципального образования города-курорта Анапы
Леонид КРАСНОРУЦКИЙ и др.
Эксперты выступили с докладами и ответили на вопросы участников, состоялась конструктивная дискуссия. Предложения участников Форума обобщены редакционной группой и вошли в Резолюцию Форума, которая была направлена в адрес Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
С развёрнутым приветственным словом перед участниками Форума выступил президент Российской муниципальной академии
Александр АЙГИСТОВ, который призвал делегатов Форума инициировать Закон о муниципальных общественных палатах, которого до сих пор нет.
Руководитель РМА считает, что общественные палаты (советы) муниципальных образований являются важным институтом гражданского общества, обеспечивающим взаимодействие жителей муниципальных образований с органами местного самоуправления для целей развития муниципалитета, являясь, в том числе, формой оперативного доведения до органов местной власти мотивированной позиции граждан по существу проектируемых или действующих социально значимых решений.
Эти структуры, формируемые, в том числе, в логике «открытого муниципалитета», вполне могут осуществлять в полном объеме координацию деятельности субъектов гражданского общества на местном уровне, направленную на решение или участие в решении вопросов местного значения данного муниципалитета, координацию вопросов общественного контроля.
Руководитель РМА заявил, что
для построения солидарного гражданского общества и справедливого социального и правового государства необходимо создать оптимальную модель сотрудничества муниципальных органов власти с местным сообществом.
Вопросы взаимодействия населения и органов управления местного сообщества имеют своей целью достигнуть баланса интересов.
Местное самоуправление может стать жизненной формой осуществления народом, принадлежащей ему власти и формой организации солидарного гражданского общества на местах в том случае, если идея его организации станет понятной населению и каждый найдет приемлемые для себя формы участия в этом процессе.
По мнению
Александра АЙГИСТОВА, достичь заявленного высокого уровня качества жизни невозможно, опираясь только на социальные обязательства государства – необходимы социальные обязательства граждан, их активное и деятельное участие в жизни местных сообществ.
Понятие «общественность» в России традиционно близка к понятию «общины», «коммуны» в том смысле, что активно выражает интересы тех групп граждан, которые объединены общей территорией или общими интересами (территориальные и функциональные организованные местные сообщества), но при этом – что особенно важно – взаимодействуют лицом к лицу.
Александр АЙГИСТОВ считает, что устойчивое гармоничное развитие муниципальных образований и развитие местных институтов солидарного гражданского общества, будучи двуединой задачей, является в то же время и целью, и инструментом, и условием эффективной социально-экономической модернизации. Это тот механизм вхождения граждан в процесс самодеятельного обустройства общественной жизни, на котором каждый шаг вперед запускает усиливающиеся и убыстряющие механизмы развития.
Однако, президент РМА признаёт, что вовлеченность населения в процессы гражданского участия сейчас значительно ниже современных западных и собственных исторических российских. Доля взрослых людей и молодёжи, участвующих в самодеятельных общественных организациях, процент населения, вовлеченного в добровольческое служение, в реализацию территориальных социальных проектов, в общественные народные советы и т.п. – все эти показатели совершенно недостаточны для эффективной институциональной модернизации, а, следовательно, и для прорыва в национальном развитии.
Наличие и острота проблем организации местной жизни для населения муниципальных образований является во многом источником и побуждающим фактором их социальной активности, социальной коммуникации и объединения в местные сообщества вплоть до создания их организованных форм для решения местных проблем и вопросов местного значения.
Александр АЙГИСТОВ считает, что совершенствование взаимодействия государства и общества сегодня должно происходить в направлении изменения самого характера социальной коммуникации, совершенствования форм, их разнообразия, повышения легитимности в глазах сограждан механизмов постоянного диалога, в налаживании взаимообратных коммуникаций между властью и общественными ассоциациями.
На основе современных достижений науки необходимо создавать новые механизмы управления и развития, обеспечивающие гармонию иерархических, сетевых и средовых подходов.
Публичность и открытость коммуникационных процессов позволит излечить недуги закрытого «элитарного корпоративизма» и наполнить диалог живыми соками солидарной гражданственности. Это, бесспорно, потребует новой модели государственной и муниципальной власти и службы, которая сегодня обозначается как потребность в открытом, публичном, «отзывчивом» управлении.
Объективно назрела потребность в переходе к модели «мягкой власти», при которой свои управленческие действия власть должна соизмерять с действиями расширяющегося поля общественных субъектов, свидетельствующих о нарастании многомерности, сложности и многоголосии современной общественной системы. Уровень сложности управляющей системы должен соответствовать уровню сложности общественной системы, которой управляют. В свою очередь государство должно стремиться к усложнению общественной системы, а никак не к упрощению, поскольку только сложно, многомерно и при этом гармонично устроенное общество способно к устойчивому росту и расширению.
Но никакая общественная система не действует по законам «институционального автоматизма»: самые лучшие институты нуждаются в деятельной подпитке со стороны гармоничных личностей, вкладывающих сюда свои знания, умения, старание и созидательный энтузиазм.
Руководитель РМА уверен, что
выращивание состоятельных институтов и культуры взаимодействия власти и общества будет способствовать становлению системы заинтересованного и конструктивного участия граждан в выработке, принятии и реализации социально-значимых решений, создавать климат взаимоуважения и признания ответственного, солидарного и патриотичного диалога.
Абсолютизация противоположных интересов и разнонаправленных тенденций, создающая соблазн их «окончательного» и революционного «снятия» раз и навсегда, должна быть преодолена, в том числе и через такой диалог, а главное – через ответственную и грамотную социально-экономическую политику, на это направленную.
Выступление
Александра АЙГИСТОВА, постоянно призывающего к философскому осмыслению деятельности органов местного самоуправления, вызвало неподдельный интерес и бурную дискуссию. Он
ответил на многочисленные вопросы участников форума, которые поддержали предложение о необходимости принятия Закона о муниципальных общественных палатах или внесения дополнений в действующий 131-ый Федеральный закон. В ходе Форума были подведены итоги и награждены победители Х-го Российского конкурса выпускных квалификационных работ в области государственного и муниципального управления и XXII-го Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для муниципального управления. Президент Российской муниципальной академии
Александр АЙГИСТОВ вручил победителям конкурсов памятные дипломы.
Несколько участников Форума были отмечены наградами Российской муниципальной академии, которые вручаются за особые заслуги в развитии местного самоуправления, развитии территорий, разработке и реализации муниципальных проектов и программ.
Александр АЙГИСТОВ наградил золотыми медалями «За вклад в развитие местного самоуправления»
Наталию ЗИМАРИНУ (глава администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкого района Липецкой области) и
Николая СЕРГЕЕВА (глава администрации Солнечного сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия).
Михаилу КОЛОТОВУ (глава района, администрация Здвинского района Новосибирской области) и
Юлии ШИРЯЕВОЙ (доцент кафедры менеджмента и государственного управления ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»)
Александр АЙГИСТОВ вручил золотые медали «За трудовую доблесть».
Подробнее ознакомиться с материалами Форума и выступлениями можно на портале «Муниципал» в разделе Российский муниципальный Форум:
XXII http://municipal-sd.ru/?q=node/469
Справка о РМФ Российский муниципальный Форум был учрежден в 2001 году по инициативе Федерального государственного научного учреждения «Российский научный центр государственного и муниципального управления» и Межрегиональной общественной организации «Академия менеджмента и рынка» при поддержке Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. За годы работы Форума сложилось содружество профессионалов в области местного самоуправления и муниципального управления, наработан большой практический опыт полезного обмена информацией. Родившаяся двадцать лет назад идея профессионального объединения специалистов, заинтересованных неравнодушных к своему делу людей, принесла свои результаты.Форум характеризуют интересная программа, высокая профессиональная планка, насыщенность информацией, заинтересованность участников, позитивная атмосфера.