г. Москва,
здание Государственной Думы ФС РФ
ул. Воздвиженка, 4/7, стр.1, офис 526

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
РОССИЙСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
8 (495) 131-02-67

info@ros-ma.ru

с 9:00 до 18:00 (пн-пт)
г. Москва, ул. Воздвиженка, д.4/7, стр. 1, офис 410-411 в здании Государственной Думы ФС РФ
ЗАДАЙТЕ
ВОПРОС
Мы предоставим Вам полную экспертную консультацию
X Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ 2019»
г. Москва, Торгово-промышленная палата РФ
25 декабря 2019 года в Торгово-промышленной палате РФ состоялась X Всероссийская конференция «ГОСГРАНТ 2019», посвященная совершенствованию системы государственной поддержки некоммерческих организаций.

Организатор Конференции – Общенациональный союз некоммерческих организаций. Конференция организована при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Российской муниципальной академии.

В мероприятии приняли участие более 200 представителей руководства некоммерческих организаций и социальных предприятий, представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, грантодающих организаций и СМИ.

Участники Конференции констатировали, что система грантового финансирования социально значимых проектов является одной из самых быстро развивающихся сфер. «Начиная с 2010 года мы видим внедрение ряда изменений, таких, как создание единого Фонда президентских грантов, упрощение требований к комплекту документов грантозаявителей, переход на полностью электронный вид подачи заявки и многое другое,» – заметили представители некоммерческого сектора.

Однако, по мнению делегатов Конференции, текущая система распределения грантов и субсидий многим представляет из себя процесс «покупки» государством социального результата на достаточно странных нерыночных условиях, а не комплекс мер, направленный на создание устойчивого социального результата.

Союз НКО изучил финансовые модели множества некоммерческих организаций, в результате чего была выявлена следующая закономерность. У организаций, получающих гранты на протяжении последних 3-х и более лет подряд, наблюдаются следующие процессы:

  • Экономика организации начинает перестраиваться, замыкая активность сугубо на получении и выполнении грантов;
  • Численность штата организации и уровень зарплат начинает зависеть от количества и объема полученных грантов;
  • С течением времени у организаций – профессиональных «грантоедов» наблюдается вырождение компетенций в маркетинге, управлении, финансах, ИТ и многом другом.
В результате для некоммерческих организаций получение гранта можно сравнить с дозой сильнодействующего наркотика: организации начинают охотиться на гранты, теряя при этом свою экономическую устойчивость. Это приводит к тому, что некоторые организации переходят черту и превращают «грантоедство» в основной вид бизнеса.

В краткосрочной перспективе такие НКО получают преимущество, затем они к нему адаптируются. Но в долгосрочной перспективе – неизбежно теряют его.

Однако «покупка» социального результата не является самоцелью. Государство как комплексная система выделяет гранты для того, чтобы детектировать социальную проблему и протестировать новый способ её решения, который является эффективнее имеющихся на данный момент. Впоследствии поддержанный проект должен быть «упакован», тиражирован, возможно интегрирован в государственную бюджетную систему, и применен для дальнейшего решения подобных социальных проблем. Таким образом, государство выступает в роли социального инвестора, вкладывающего деньги в социальные стартапы для получения долгосрочного устойчивого социального результата.



Итак, в чем же заключаются реформы?

Первый этап реформ – «Наведение порядка».

Сфера распределения грантов и субсидий является слабо зарегулированной, что создает иногда излишнюю степень свободы, как для грантодателей, так и для грантозаявителем. Законодательное регулирование сферы распределения грантов и субсидий – это первый этап предлагаемых реформ, в который входит:

  1. Введение института регулятора конкурсных процедур по распределению грантов и субсидий (по образу и подобию работы Федеральной антимонопольной службы в госзакупках). В полномочия регулятора в обязательном порядке должны войти:
    • Приостановка и отмена результатов конкурсных процедур по причине нарушений.
    • Мониторинг обеспечения грантодателем принципов открытости и равноправия при проведении конкурсных процедур.
    • Анализ конкурсных документаций на предмет объективности критериев, прозрачности процедур оценки, требований к экспертным комиссиям.
  2. Определение требований к прозрачности конкурсов по распределению грантов на законодательном уровне. В частности, необходимо:
    • Предусмотреть обязательную публикацию на едином портале (как, например, при проведении госзакупок).
    • Установить единые требования к участникам процедур, к организаторам.
    • Определить порядок взаимодействия грантозаявителя и грантодателя на каждом этапе конкурсной процедуры.
    • Установить строгие нормы и требования к положениям о конкурсах, к формулировке социального результата, направлений конкурсов.
    • Описать требования по объективизации критериев (в частности, определить базовую систему критериев и их объективные параметры оценки).
    • Определить процедуру обжалования, предполагающую легитимный пересмотр результатов конкурсов грантов, перепроведение конкурсных процедур.


Второй этап реформ – «Повышение объективности»

Именно в рамках этого этапа реформ происходит преобразование самой функции грантов и субсидий: от «покупки социального результата» к устойчивым социальным изменениям.

На этом этапе нам потребуется подойти к вопросу комплексно, а именно:

  1. Унифицировать критерии оценки и положения о деятельности конкурсных комиссий, минимизировав субъективный фактор эксперта, а именно:
    1. Декомпозировать такие критерии, как «Актуальность и социальная значимость проекта» на подкритерии, поддающиеся оценке по формальному признаку, например:
      1. Наличие/отсутствие статистических показателей, свидетельствующих о наличии социальной проблемы.
      2. Наличие/отсутствие динамики статистических показателей.
  • Обоснованность выбора метода решения социальной проблемы.
  1. Наличие сравнительного (конкурентного) анализа имеющихся методов решения схожих социальных проблем и т.д.
  1. Ввести понятие «Квант» социальных изменений – минимальная неделимая считаемая единица социальной пользы от проекта, влияющая на оценку стоимости социальной пользы.
  2. Формализовать ряд разделов грантовых заявок, которые на данный момент являются весьма субъективными. Например, раздел «Актуальность социальной проблемы» разбить на несколько подразделов, таких, как:
    1. «Статистические показатели, свидетельствующие о социальной проблеме»,
    2. «Динамика движения статистических показателей»,
    3. «Научно обоснованные выводы о наличии социальной проблемы»,
    4. «Обоснование своевременности решения социальной проблемы»,
    5. «Обоснование методов, применяемых для решения социальной проблемы»,
    6. «Сравнительный анализ решений социальной проблемы, их сильные и слабые стороны».
  3. Определить понятие базовой метрики социально значимого проекта.
  4. Систематизировать количественные показатели результативности социально значимого проекта. В частности, разделить их на следующие подкатегории:
    1. Базовый количественный показатель (метрика) проекта.
    2. Обеспечивающие показатели (показатели, обеспечивающие достижение базового количественного показателя).
    3. Корреляционные показатели (показатели, на достижение которых прямо не направлен проект, но тем не менее они достигаются, как «побочный эффект» проекта).
  5. Унифицировать процесс обоснования сметы проекта, предусмотрев четкие правила двухстороннего обоснования каждой позиции:
    1. От необходимости и достаточности для реализации плана графика мероприятий проекта.
    2. От уровня затрат (незавышенности) расходов.
Третий этап реформ – сервисная модель.

Здесь во главу угла ставится не максимизация кратковременного социального эффекта, а создание устойчивых институтов социального развития.

На этом этапе, помимо объективности и прозрачности процедур, увеличения суммы поддержки, мы должны будем внедрить новую систему взглядов на социально значимый проект.

На третьем этапе необходимо определить понятие социальной капитализации проекта – количество взаимозависимых связей социально значимых результатов одного проекта с результатами других проектов.

Результатом роста социальной капитализации проектов станут:

  1. Социальный проект и социальная капитализация.
  2. Система связей внутри проектов. Формы, позволяющие её правильно отобразить.
Информация о выступающих

В рамках Конференции «ГОСГРАНТ 2019» участников и делегатов приветствовал АЙГИСТОВ Александр Анатольевич, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии.

На пленарном заседании спикерами выступили НИКОВСКАЯ Лариса Игоревна главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН, профессор РАНХиГС, АЙГИСТОВ Александр Анатольевич, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, президент Российской муниципальной академии, БИКБАЕВ Ильдар Зинурович, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам, ГАНИН Анатолий Андреевич, исполнительный директор Общенационального союза некоммерческих организаций.

Далее участникам Конференции было предложено прослушать выступления экспертов по 3 блокам, посвящённым наиболее актуальным вопросам поддержки социально значимых проектов. Перед гостями выступали ПАЛАГИНА Анна Николаевна, ректор Международного института менеджмента объединений предпринимателей, ГУЦ Диана Николаевна, федеральный эксперт по социальному предпринимательству, советник министра экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, ШУРЫГИН Сергей Васильевич, заместитель исполнительного директора Фонда «Русский Мир», ЗОЛОТОРЕВСКАЯ Анна Александровна, председатель комитета МТПП по корпоративной социальной ответственности, президент Фонда «Дети дождя», ЛЕДЕНЕВА Виктория Юрьевна, советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России, ХЕНЧЕЛЬ Томас Готфридович, председатель правления Образовательной ассоциации ИКаРуС, полномочный представитель Общенационального союза некоммерческих организаций в Германии, ШМАТОВ Максим Евгеньевич, главный эксперт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ, НАЛЕПОВА Светлана Геннадьевна, руководитель ресурсного центра для НКО «Свершение», член президиума Общенационального союза некоммерческих организаций (г. Одинцово, Московская область), ХАРЛАНОВ Роман Львович, руководитель Московского областного представительства Общенационального союза некоммерческих организаций, КРАВЧЕНКО Алексей Анатольевич, директор Ресурсного центра НКО Ленинградской области.