Старший научный сотрудник ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», член – корреспондент Российской муниципальной академии Николай Владимирович ВОРОШИЛОВ осветил актуальные вопросы и задачи организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований России:
Учёный рассказал о необходимости совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований России, важности данного мониторинга для органов местного самоуправления, органов государственной власти, населения и бизнеса, а также о примере организации такого мониторинга в Вологодской области, реализуемого Вологодским научным центром РАН в формате выпуска ежегодного информационно-аналитического бюллетеня (автор-разработчик бюллетеня – кандидат экономических наук Николай Владимирович ВОРОШИЛОВ).
Была обозначена важность устранения имеющихся проблем в сфере организации официальной статистики в разрезе муниципалитетов (сокращение полноты и качества предоставления Росстатом статистической информации в разрезе муниципалитетов, несопоставимость в ряде случаев данных во времени и пространстве и т.д.) путём выработки конкретных решений Росстатом совместно с заинтересованными федеральными органами власти по развитию системы официальной статистики по муниципальным образованиям, а также городским и сельским агломерациям, опорным населённым пунктам, которые в настоящее время становятся отдельными объектами управления.
Также докладчик указал на возможность использования иных источников информации для анализа процессов развития муниципалитетов: например, специальных ресурсов, в которых агрегирована информация о показателях финансово-экономической деятельности предприятий и организаций («СПАРК-Интерфакс», «КонтурФокус», «Лист-Орг», «Чекко» и др.), а также использование аналитики социальных сетей (ВКонтакте и др.) для оценки вовлечённости населения в обсуждение вопросов и проблем развития муниципалитета в интернет-пространстве (официальные и неофициальные муниципальные сообщества) и оценки качества размещённого контента на официальных страницах органов власти.
Исполнительный директор Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Константин Владимирович ХАРЧЕНКО предложил формирование системы профессионального развития муниципальных служащих через академическое партнерство:
«Сегодня все больше осознается, что будущее России зависит от совершенства систем правового регулирования и стратегического планирования, четкости структуры и надежности функционирования государственных институтов, определения наиболее отвечающей ментальным традициям народа модели экономики, наконец, утверждения в обществе объединяющей национальной идеи.
Концептуально многие соответствующие предложения и технологии совершенствования государственного устройства уже проработаны, однако для их эффективной реализации необходим субъект – профессионально грамотные и стратегически мыслящие государственные гражданские и муниципальные служащие, разделяющие традиционные духовно-нравственные ценности, патриоты нашей страны, имеющие широкий кругозор и творческий подход к делу.
Отсюда возникает потребность, с одной стороны, в организации социальных лифтов для подбора и отбора наиболее подходящих кандидатов на госслужбу, а с другой, в преобразовании действующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Прежде всего, госслужба должна быть привлекательна для профессионалов. К сожалению, сегодня для профессиональных организаторов деятельности, менеджеров, коммуникаторов и публичных лидеров служба в органах власти и, шире, в госсекторе, далеко не всегда стоит в приоритете.
Возможными причинами недостаточной популярности госслужбы являются: невысокая оплата труда на низовом уровне управленческой иерархии и несоразмерность заработной платы и ответственности – на верхних уровнях, невозможность либо затруднительность получения легального дополнительного дохода за счет реализации широкого круга навыков; большие объемы непроизводительного труда – работы с документами, не предполагающей социального эффекта и, соответственно, морального удовлетворения; фактическая презумпция коррупционности госслужбы – необходимость подачи сведений о доходах, расходах и т.д., наличие «перечня коррупционно-опасных должностей»; в целом негативный образ чиновника-бюрократа, который формировался еще русской классической и советской литературой (при том, что социальное положение советских служащих было высоким) и был подхвачен постсоветской массовой культурой и публицистикой.
Итак, сегодня пришло время осознать, что обучение госслужащих должно быть подготовкой элиты – квалифицированного меньшинства, которое берет ответственность за судьбу большинства населения. Именно такую трактовку элиты как достойных людей дал Президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН в Ежегодном послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года.
Иными словами, кадровая элита – это носители интеллектуального, социального и духовного потенциала одновременно. И вот такая элита должна стать антиподом «элите» как бомонду и истеблишменту, пригодной лишь для решения задач колониальной администрации.
Предполагается, что достойными представителями новой управленческой элиты будут лица, вернувшиеся из зоны боевых действий – участники СВО. От этого может быть двойная польза – с одной стороны, социальная адаптация бывших военных к мирной жизни, которая во все времена происходит непросто, а с другой, реализация в обществе ценностей, за которые они воевали.
Грамотно организованное и содержательно-выверенное обучение, включающего практикумы в формате организационно-деятельностных игр, проектных мастерских, хакатонов и т.д., а также экскурсии по адресам передового управленческого опыта, должно способствовать формированию не просто набора знаний и навыков, а подлинных компетенций – атрибутов сознания, в которых органично переплетены профессиональные и личностные качества, а знания соединены с эмоциональным фоном.
Интегральной характеристикой личности в данном случае выступает субъектность – способность быть лидером-творцом, задавать стандарты и формировать тренды. Так, сегодня актуальной управленческой задачей является не вхождение России в топ-5 или топ-10 позиций некоторого западного рейтинга, а разработка и продвижение новых рейтинговых систем совместно со странами БРИКС и ШОС», – уверен Харченко.
Президент научно-образовательного объединения «Журавли – Диалог», академик Российской муниципальной академии, доктор педагогических наук Людмила Витальевна ЖУРАВЛЕВА рассказала об инвестициях в формирование человеческого капитала как одной из ключевых форм развития муниципалитетов:
«Инвестиции в человеческий капитал являются ключевым фактором устойчивого и инновационного развития муниципалитетов. Они традиционно включают вложения в здравоохранение, образование, воспитание детей и трудоустройство.
Но для достижения реального прогресса сохранения человеческого капитала на территории необходимо изменить привычные подходы, и во-первых, взаимодействие администраций муниципалитетов с системой образования, включая школы, учителей и старшеклассников. С другой стороны, образовательная система должна сместить акцент с знание-центрического подхода на антропологический, ориентированный на развитие личности, интересов, интеллекта, эмоциональной отзывчивости и социальной компетенции. Именно такие люди нужны в городах, селах и поселениях.
Развитие человеческого капитала начинается с развития человеческого потенциала. Появление таких возможностей в общем образовании представляется сомнительным, дополнительное же образование, которое всегда занималось развитием задатков и способностей, может выполнить эту задачу. Но важно заметить, всю работу следует основывать на научных данных и успешных практиках. Такая практика есть в Сургуте, уже 24 года используется антропологическая наука в дополнительном иноязычном образовании, опираясь на принципы отечественной науки.
Важным аспектом является повышение профессиональной культуры педагогов еще до начала этой важной работы. Нам нужно развить педагогов именно до ценностного уровня, то есть уровня культуры, а не квалификации! Именно такой уровень старших преподавателей требуется в полипарадигмальном подходе. Взаимодействие управления муниципалитета со школьниками должно строиться на обсуждении реальных проектов, что стимулирует молодежь и привлекает её к дальнейшей работе в муниципалитете.
Антропологический подход стимулирует развитие гуманитарного капитала учащихся, педагогов и аппарата администрации, вносит положительный вклад во все аспекты жизни муниципального образования», – подытожила Журавлёва.
Председатель Совета муниципальных образований города Москвы, глава городского округа Троицк, член президиума Российской муниципальной академии Владимир Евгеньевич ДУДОЧКИН рассказал об опыте проведения «Дней соседей» как элементе взаимоотношений власти и жителей муниципальных образований:
«Муниципальные образования Москвы большое внимание уделяют различным формам взаимоотношений с жителями своих округов. Кроме традиционных форм, таких как сайт, телеграм-канал, личный приём, используются и местные муниципальные практики.
Например, в Троицке уже более 10 лет проводятся дни соседей, главной целью которых является знакомство соседей и обсуждения с жителями волнующих их вопросов. На таких встречах присутствуют представители образования, здравоохранения, ЖКХ, участковые и другие сотрудники важнейших отраслей городского хозяйства. В неформальной обстановке решаются многие вопросы жителей. За все время в этих мероприятиях поучаствовало более 10 тысяч человек, решено более 1500 вопросов», – рассказал глава Троицка.
Художественный руководитель Театра кошек Куклачёва, народный артист РСФСР Юрий Дмитриевич КУКЛАЧЁВ рассказал о деятельности «Академии доброты Юрия Куклачёва» в муниципалитетах России.
«Проект организации «Школа доброты» в регионах и муниципалитетах – это инструментарий нравственного воспитания детей в целом. Это не просто уроки, хотя я провожу уроки доброты, но это и не отдельный урок, который длится 45 минут. Это трудно даже зафиксировать, вот в чём сложность.
Мы создали для этого методички, там все есть. Этот урок доброты педагог, родители могут проводить на улице, за столом, во время похода в кинотеатр, в лес, где угодно. И это крайне важно делать на территориях, в самых отдалённых муниципалитетах.
Наши уроки мы начинаем с объяснения того, что такое доброта. Доброта – это главный элемент духовного мира. Без доброты нет любви. И сегодня это особенно актуально. Потому что в мире появился страшный вирус. Нет, это не коронавирус, его можно как-то вылечить таблетками.
Это страшный духовный вирус – равнодушие. Это поразило многих людей. Люди стали настолько бессердечные и бездушные. И это захватило всех, все страны. Вы знаете, я особенно это почувствовал в нашей стране, когда мы в девяностые годы открыли «окна демократии» и к нам хлынула вся грязь, которая собралась на планете.
Мы решили, что будем дышать свободой, открыли эту свободу. А по факту оказалось, что это не свобода, это особого вида наркомания – все то отрицательное, что было за рубежом, и это все сразу же пришло к нам. А то, что у нас было лучшее, такие слова как «совесть», «честь», слова, которые раньше можно было увидеть на заборе, они пропали, их нигде нет.
Все забыли, что это такое. Все живут только для себя, все используют в своих личных целях. А какая же это честь? Видя все это, мы поняли, что изменить природу мы не можем, потому что то, что происходит, это стечение обстоятельств, сложившаяся ситуация, исторический момент. Я понял, что начинать нужно с себя, нужно собрать весь свой опыт и начать им делиться с детьми.
Быть добрым – это выгодно, потому что ты сам себя реализуешь, сам себя воспитываешь. А что такое быть добрым? Это уметь сдерживать себя, свои эмоции, страсти, желания, где-то усмирять внутри свой пыл, воспитывать свою волю. Вот для этого я написал книгу «Духовная кулинария». Зайдите к нам на сайт проекта «Школа доброты» www.wellfond.ru или на сайт нашего театра, у нас там есть книжный магазин, там есть 9 книг, среди которых есть книга «Духовная кулинария».
Предлагаю главам муниципальных образований вот такие рейды нашего театра, нашей Академии доброты в рамках уроков патриотизма, которые надо проводить. Этого не хватает, это очень важно!» – констатировал выдающийся советский и российский актёр.
Член президиума, советник президента Российской муниципальной академии, директор Липецкой региональной общественной организации социально-культурного развития «Палитра творчества», экс-глава Администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкой области Наталия Александровна ЗИМАРИНА поделилась опытом развития креативных индустрий на примере Липецкой области:
«В России уникальная, многогранная, богатая культура, которую необходимо сохранять, популяризировать и развивать. Она позволяет развивать человека и стать ему креативным в любом виде деятельности!
Напомню, что с 5 февраля 2025 года официально вступил в силу Федеральный закон №330 о креативных (творческих) индустриях, который становится основой для системного развития креативной экономики в России.
Какие же ключевые изменения ждут сектор? Уже законодательно закреплены основные понятия в сфере креативных индустрий, что создает единое правовое поле и единство правоприменения в этой сфере. Определены полномочия федеральных и региональных органов власти, а также закреплено министерство, ответственное за развитие креативной экономики. Предусмотрена разработка подзаконных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Определены направления мер поддержки креативных индустрий!
Какие же дальнейшие шаги?
Вступление закона в силу инициирует следующий этап — разработку и утверждение подзаконных нормативных правовых актов. Эта работа будет вестись на федеральном и региональном уровнях, обеспечивая комплексное регулирование сектора. Центр развития креативной экономики АСИ продолжит деятельность по развитию креативных индустрий через разработку нормативных правовых актов на федеральном уровне, методическую поддержку регионов в части разработки и утверждения региональных нормативных правовых актов, координацию внедрения Регионального стандарта и мониторинга его реализации.
Новый закон закладывает основу для формирования системного подхода к развитию креативных индустрий в России, структурирует правовое поле и создает единые правила для регионов и креативного бизнеса.
Липецкая область вошла в число первых 20 регионов России, которые представили Стратегию развития креативной экономики до 2030-го года на федеральной презентации в Москве. Согласно рейтингу АСИ, регион входит в ТОП-10 по внедрению стандарта развития творческих индустрий.
В Липецкой области создана региональная опорная организация – это наш Центр креативных индустрий, проведен аудит и анализ влияния креативных индустрии на экономику региона, определены приоритетные направления: IT, архитектура, мода и народные художественные промыслы.
Сейчас активно создаются условия, для того чтобы творчество и бизнес играли все большую роль в экономике области. Активно формируются сообщества креативных индустрий. Действуют финансовые меры поддержки – гранты и субсидии, льготные займы, налоговые льготы, выход на маркетплейсы и экспорт, регистрация бренда, сертификация продукции.
В планах на 2025 год – разработка регионального нормативно-правового акта о развитии креативных индустрий и его реализация», – сообщила Зимарина.
В заключение своего выступления советник президента Российской муниципальной академии напомнила, что в 2022 году был принят Указ Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Российская муниципальная академия, которая вместе с Федеральным народным советом и Общенациональным союзом некоммерческих организаций и социальных предприятий инициировала новую редакцию проекта этого Указа, активно работает по его исполнению.
В 2024 году академия инициировала собственное учреждение «Международный русский ремесленный дом» как универсальный инструмент представления продукции народных промыслов на ведущих маркетплейсах страны.
«Креативные индустрии, важной частью которых являются народно-художественные промыслы, становятся сегодня экономической составляющей. Смыслы экономики меняются, и творчество и культура выходят на первый план, формируя гармонично развитого человека. Народно-художественные промыслы и ремёсла имеют не только культурологическое значение, но места традиционного обитания становятся центрами сохранения культурных традиций и развития туризма. Таким образом, мы сможем не только сохранить народно-художественные промыслы, но и найти новый источник экономического развития муниципалитетов», – констатировала общественный деятель.
Продолжая тему, генеральный директор Международного русского ремесленного дома (учредитель – Российская муниципальная академия), советник президента Российской муниципальной академии Олеся Александровна СОЛОВЬЁВА рассказала о Международном русском ремесленном доме (МРРД) как об идеологическом компоненте для создания солидарного государства и общества:
В рамках выступления были представлены результаты анализа ремесленной деятельности, предложена модель развития институтов ремесленничества в России, определена необходимость развития ремесел и народных промыслов с учетом исторических особенностей развития ремесленной деятельности, выявлена ее специфика в современной экономике.
Особое внимание уделено применению программно-целевого метода к процессу формирования инфраструктуры ремесленничества в России, предполагающего разработку федеральной, региональных и местных целевых программ в этой сфере.
Отмечено, что МРРД будет действовать в рамках Указа президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных, российских духовно-нравственных ценностей».
Олеся Александровна рассказала, что МРРД как международный и всероссийский агрегатор будет проводить ежеквартальные конкурсы, победители которых будут внесены в специальный реестр. При этом будут даваться ответственные рекомендации, чтобы победителей могли субсидировать и взять на поддержку частные, общественные или государственные грантооператоры, инвесторы.
«МРРД как подобная, я уверена в этом, не просто организационная, техническая, но и идеологическая структура позволит и молодёжи оставаться на местах, создавать различные кооперации и продвигать свой муниципалитет и регион.
Международный русский ремесленный дом делает ставку, в первую очередь, на муниципалитеты и мы рады каждому участнику, ведь кооперация даже из двух – трёх человек сможет в будущем создать промышленные места, и таких будет огромное множество, а это уже, если хотите, сеть, художественная отрасль, традиционно и ментально определяющая лицо нашего государства!» – констатировала генеральный директор МРРД.
Соловьёва отметила также, что основная цель МРРД – это возрождение всего лучшего из советской кооперации, объединение разных талантливых мастеров художественного творчества – ремесленников, промышленников, которым должно и будет помогать российское государство.
«Ранее в СССР этим системно занимались республиканские министерства местной промышленности и художественных промыслов, крупнейшие научно – исследовательские институты и даже Академия наук СССР. Поэтому, возможно, стоит подумать, чтобы при региональных и крупных муниципальных администрациях начать создавать комитеты местной промышленности и художественных промыслов», – считает Соловьёва.
В завершении конференции директор Института общественного развития, учёный секретарь и член президиума Российской муниципальной академии, кандидат экономических наук Виктор Викторович ИВАНОВ подвел итоги дискуссии и рассказал об основных направлениях развития и реализации научного потенциала Российской муниципальной академии:
«Сегодня много и правильно говорилось о необходимости многочисленных изменений в области местного самоуправления и регионального развития, важной роли науки в этом процессе. К сожалению, в отличие от правильных решений, пока в основном нарастают проблемы. В чем причина?
Напомню, 25 лет назад наша академия и специфический профиль ее работы, сочетавший в себе поиск практик и научных достижений, были созданы из-за проблемы резкого изменения условий хозяйствования и невозможности наработанными методами достигать новых результатов.
Трудно поверить, но в настоящее время страна и мир сталкиваются с подобной же ситуацией, с той лишь разницей, что раньше имелся определенный «западный задел», который мог помочь. Сегодня сам запад находится в еще более сложном положении, так что нам надо не просто опять искать принципиально новые решения в рамках новой социально-экономической парадигмы, но и делать это уже без оглядки на кого-либо.
Думается 25 лет прошли не зря и такой абсолютно инновационный потенциал у нас реально есть. В значительной мере он связан с обобщением наших передовых исследований практики и формирования на их почве передовых теорий и технологий управления.
При этом позвольте обратить внимание на один важный момент, звучавший сегодня уже не раз. Без принципиального внимания и воспитания в подрастающем поколении и обществе в целом добра, ответственности за окружающих и общество, патриотизма, все решения останутся не просто механистическими, но и могут парадоксально при формальной верности привести к отрицательным результатам. Поэтому в центре всех вопросов, особенно муниципального развития должен стоять «человек», реальное уважение к нему и к нашему собственному обществу и его ценностям.
Год назад, как вы все помните, мы в рамках развития академии сформировали, по сути, рабочие группы по направлениям исследования и поставили задачи по развитию научной работы в целом. Сегодня нам необходимо выйти на следующий уровень, расширить научную работу и повысить отдачу от ее проведения. В связи с этим предлагается сделать ряд шагов:
Первое. Сформировать Учёный совет и его работу на постоянной основе, в рамках которого научный актив академии при координации работ учёным секретарем, смог бы наладить постоянную оперативную организацию научных работ и форматов представления отчетов по ним.
Второе. Руководителям сформированных в нашей академии направлений определить разумные возможности по периодическому информированию о движении разрабатываемых проектов, а на их основе, Учёный совет, в свою очередь, сможет формировать информационные бюллетени, как для размещении на сайте, так и для использования в организации и развитии научной работы академии в целом.
Третье. В выходящих научных и практических публикациях наших академиков, просьба указывать их связь с академией, а также с некоторой периодичностью (например, раз в квартал) давать сведения о вышедших в печать работах, сведения о которых мы также можем размещать в качестве материалов академии. Учитывая характер нашей работы, речь идет не только о научных публикациях и не только в научных журналах.
Четвертое. В рамках развития научного профиля академии, предлагается разработать статистический блок профильных данных по муниципальному развитию в разрезе регионов и необходимых общих данных, которые бы отличались оригинальностью подходов и были бы полезны для регионов, практиков по муниципальному управлению, ученым и преподавателям.
В первую очередь наше экспертное сообщество должно определиться с проблемами и задачами муниципального управления. Затем с возможностью их отражения в интегральных или отдельных показателях и возможностях получения данных для их расчета, а затем и сформировать методику такого расчета и представления как исходных, так и расчетных данных (например, Рейтинга поддержки «формирования человечности» в процессе муниципального развития российских регионов РМА (Рейтинг Человечности муниципалитетов РМА)). С дальнейшим размещением и регулярным обновлением на сайте. Также предлагается определиться с возможностью представления на сайте РМА полезной статистической информации в разрезах регионов.
Пятое. Продолжить работу по организации центра научной деятельности РМА – формирования ее Научной школы. Наши предварительные переговоры показывают, что наиболее успешно эту работу благодаря огромному опыту, имеющимся наработкам и радушному отношению вице – президента Академии, советника мэра Москвы Владимира Борисовича ЗОТОВА, следует реализовать в рамках нашего давнего партнера – Государственного университета управления. И мы постараемся в ближайшие месяцы уже выйти по этому вопросу на все необходимые организационные решения на месте.
Предполагается, что сама Школа будет впитывать, представлять и развивать все оригинальные решения, которые члены нашей Академии готовы будут представить в ее рамках.
Шестое. В рамках рабочих встреч и работы Учёного совета более активно организовывать взаимодействие с Государственной Думой ФС РФ, министерствами, регионами, прежде всего в Новороссии, на предмет выявления возможных задач, требующих нашей помощи в их решении. И более активного их рассмотрения в рамках работы академии, в том числе путем уточнения и расширения планов работ.
Седьмое. Важным вопросом в этом плане видится активное вовлечение молодежи в научную работу академии. Мы предлагаем объединить молодых участников академии в координационно-учебную группу с целью более комплексной поддержки их работы в академии, создания более тесных контактов в этой части академии и решаемых ими задачах.
Кроме того, предлагается в качестве эксперимента усилить и возможно сделать факультативной работу с молодежью, прежде всего студенческой, заинтересованной в работе по направлениям академии, стажировке по ее проектам и структурам, но еще не принятой в саму академию. Формализовать этот процесс можно в рамках работы «Молодежного клуба РМА».
Восьмое. Предлагаю нашим уважаемым членам академии, работающим непосредственно в муниципальных и региональных структурах, включая выборные, рассмотреть возможность и потребность по привлечению и организации стажировок или постоянной работы в их структурах молодых специалистов Академии.
Девятое. В рамках работы Академии с самого его начала большое внимание уделялось и уделяется оценки непростого труда муниципальных служащих. Это очень важный аспект. Сегодня, когда Россия выходит на новый уровень своей организации – независимый, в условиях очень сложного окружения, практически во всех направлениях важную роль начинают играть вопросы патриотического отношения и воспитания, а значит и повышение роли искусства и культуры. Тем более, что в рядах нашей академии уже немало выдающихся деятелей и организаторов культуры и искусства.
В связи с этим предлагаю расширить спектр наград академии и рассмотреть возможность учреждения международной премии РМА по культуре и искусству им. Г. Державина. Этот удивительный человек не просто стоял у истоков российской словесности и культуры, но и был весьма крупным государственным деятелем.
Возможны и другие формы поощрения и стимулирования работы представителей культуры и искусства на муниципальном уровне, направленной на воспитание патриотизма, добра, духовного развития и традиционных ценностей, развитие работы самих муниципалитетов.
В заключение особенно хотелось бы отметить, работу руководства Академии, и особенно ее президента Александра Анатольевича АЙГИСТОВА, который не только на словах, но и на деле всегда стремится решать задачи, прежде всего для людей, а также поддерживая своим неравнодушием и человеческим отношением горение сердец вокруг деятельности Академии», – подытожил Иванов.
Ссылка на фото:
https://disk.yandex.ru/d/NvnU7qIJLXRiyg
Российская муниципальная академия
благодарит за помощь в организации мероприятия:
Алексея Николаевича ДИДЕНКО (Госдума ФС РФ)
Игоря Викторовича БАБИЧЕВА (Госдума ФС РФ)
Алексея Владимировича ПАВЛОВА (Госдума ФС РФ)
Людмилу Александровну ДРОЗДОВУ (Госдума ФС РФ)
Табриза Рафаила оглы ТАГИЕВА (Госдума ФС РФ)
Рустама Хусаиновича ХАНСВЕРОВА (МСУ Информ)
Игоря Сергеевича ЦАРЁВА (Нова Глоу)
Германа Дмитриевича ГУРНОВА (Нова Глоу)
Алёну Евгеньевну УШАКОВУ (Нова Глоу)
Станислава Геннадьевича ВОЛКОВСКОГО (РМА)
Виктора Викторовича ИВАНОВА (РМА)
Максима Александровича ПЯТНИЦКОГО (РМА)
Москва, 14 февраля 2025 года