г. Москва,
здание Государственной Думы ФС РФ
ул. Воздвиженка, 4/7, стр.1, офис 526

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
РОССИЙСКАЯ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ
АКАДЕМИЯ
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
Tilda Newsletter
Subscribe to our email newsletter for useful tips and valuable resources, sent out every month
+7 (495) 995-91-06
info@ros-ma.ru

с 10:00 до 18:00 (пн-пт)
г. Москва, ул. Воздвиженка, д.4/7, стр. 1, офис 526 в здании Государственной Думы ФС РФ
ЗАДАЙТЕ
ВОПРОС
Мы предоставим Вам полную экспертную консультацию
Ежегодная конференция
Российской муниципальной академии
в Государственной Думе ФС РФ
по актуальным вопросам
местного самоуправления

Совместное мероприятие Российской муниципальной академии

с Комитетом Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению

В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ДВИГАТЬСЯ МЕСТНОМУ САМОУПРАВЛЕНИЮ В РОССИИ?

14 февраля в Государственной Думе ФС РФ

прошла

Ежегодная конференция Российской муниципальной академии

по актуальным вопросам местного самоуправления

(совместно с Комитетом Государственной Думы ФС РФ

по региональной политике и местному самоуправлению)


Ведущий мероприятия – президент Российской муниципальной академии, президент Общенационального союза некоммерческих организаций и социальных предприятий, сопредседатель Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам, сопредседатель Оргкомитета Федерального народного совета, первый заместитель генерального секретаря Общественной палаты стран ЕАЭС, член генерального совета Ассамблеи народов России и Африки, академик Российской академии естественных наук Александр Анатольевич АЙГИСТОВ поблагодарил профильный комитет Государственной Думы ФС РФ, лично его председателя – Алексея Николаевича ДИДЕНКО и отметил важность обсуждения темы дальнейшего развития местного самоуправления на переломном этапе в истории России.

Глава Академии сообщил, что в настоящее время на обсуждении в Государственной Думе ФС РФ находится законопроект о местном самоуправлении. Проект федерального закона ориентирован на совершенствование организации местного самоуправления в России и является логическим продолжением реализации положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти.

В этой связи особую значимость приобретает определение знаковых направлений дальнейшего совершенствования местного самоуправления.

Александр Анатольевич напомнил, что начиная с 2000-х годов, реформирование местного самоуправления осуществлялось в русле приближения власти к населению. Это обусловило организацию небольших поселений, где граждане могли компактно проживать, создавая хозяйственную общность и преодолевая возникавшие трудности. Каждое объединение при этом, будь то городское или сельское поселение, в итоге действовало в своих интересах, не особо ориентируясь на соседей. Доминировал «поселенческий принцип» организации местного самоуправления. Однако решить абсолютно все вопросы такие поселения не могли, что неизбежно привело к формированию на муниципальном уровне двухуровневой системы. Районный уровень местного самоуправления позволял выполнять задачи, с которыми не могли справиться на уровне поселений.

С 2015 года законодатель пошел по пути укрупнения муниципальных образований и постепенного перехода от двухуровневой системы местного самоуправления к одноуровневой, что выразилось, прежде всего, в образовании городских округов.

Но это создавало вопросы в части волеизъявления жителей, проживающих в муниципальных образованиях и не желающих объединяться в муниципальный округ. Оказавшись в одиночестве, они фактически не могли противостоять этому объединению.
Законопроект о местном самоуправлении подводит определенную черту в спорах о необходимости существования двухуровневой системы местного самоуправления. В современных реалиях речь ведется о формировании одноуровневой системы местного самоуправления. Инициаторы законопроекта предлагают закрепить, что местное самоуправление будет осуществляться в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. По утверждению законодателя, это позволит повысить эффективность органов местного самоуправления и укрепит их финансовую обеспеченность.

Указанные обстоятельства, безусловно, приведут к изменению всей системы муниципальных образований, которые действуют в настоящее время. Одновременно с этим на повестку дня выдвигается вопрос об эффективности решения насущных проблем небольших населенных пунктов, которые утратят по будущему закону статус муниципальных образований, а, следовательно, все возможности, в том числе и самостоятельного распределения финансов. Эта сторона жизнедеятельности муниципальных образований, равно как и другие направления, окажутся в руках единого центра, будь то городской или муниципальный округ.

В связи с этим возникает вопрос – смогут ли органы местного самоуправления обновленных муниципальных образований рационально распределять ресурсы между своими населенными пунктами и грамотно организовать логистику внутри больших по площади территорий?

В целом, эффективность преобразования муниципальных образований напрямую зависит от внедрения оптимального варианта муниципально-территориального деления, где доминируют доступность власти и реальная социально-экономическая необходимость.
И нам всем следует помнить, что главная цель объединения муниципальных образований заключается в улучшении качества оказания услуг, которые предоставляются населению органами местного самоуправления. Именно это направление должно превалировать в ходе разработки и принятия нового федерального закона о местном самоуправлении», – сказал в заключение Александр Анатольевич.

Руководитель Аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению, руководитель Отделения Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, сопредседатель Организационного комитета Федерального народного совета, академик РАЕН, доктор юридических наук Игорь Викторович БАБИЧЕВ отметил, что собрания Российской муниципальной академии стали здесь в Государственной Думе уже традиционными:

«Александр Анатольевич уже сказал, что нам предстоит реальная реформа местного самоуправления, причём масштабная реформация. Совсем скоро пройдет второе чтение Закона о местном самоуправлении в системе публичной власти, а уже в начале марта планируется принять закон в третьем чтении. Начинается новый этап муниципального строительства, этап непростой и мы посмотрим, насколько он окажется продуктивным?..

И здесь мы видим определенную роль Российской муниципальной академии в этом вопросе и надеемся на наше взаимодействие. У Комитета Государственной Думы ФС РФ по региональной политике и местному самоуправлению много совместных проектов с РМА. Это, в первую очередь, Федеральный народный совет (ФНС), который продолжает укрепляться и расширяться.

Сейчас фаза общественного самоуправления, как важная часть местного самоуправления, выдвигается на передний план. Буквально днями назад прошло заседание Общероссийской ассамблеи территориального общественного самоуправления (ОАТОС), где были озвучены такие цифры: сегодня в стране примерно 37.000 ТОСов, при этом муниципальных образований примерно 17.000. И роль ТОСов будет нарастать.

Поэтому мы совместно с ФНС начинаем разворачивать сеть общественных советов на местах, как центров местного общественного самоуправления. 11 апреля мы вместе с Российской муниципальной академией проведем всероссийскую конференцию в Государственной Думе по общественным представительным органам в системе власти. Приглашаем всех принять в ней участие!» – отметил Игорь Викторович.

Президент Российской академии естественных наук, директор Института региональных экономических исследований, член президиума Российской муниципальной академии, доктор экономических наук Пётр Иосифович БУРАК в своём выступлении коснулся актуальных вопросов управления и планирования социально-экономического развития на местном уровне:

«Что касается использования научного подхода, то опыт нашего института говорит о том, что многие наши региональные проекты по разработке стратегических программ имели успех, что говорит о важности использования науки в муниципальном управлении.

В современных условиях для регулирования социально-экономического развития российских муниципальных образований широко применяются программно-целевые методы, ведется разработка и реализация стратегий и программ социально-экономического развития, программ инвестиционного развития, паспортов муниципальных образований и других долгосрочных и среднесрочных документов. При этом, обращает на себя внимание ряд недостатков в этой области.

Основной проблемой в сфере планирования на муниципальном уровне следует считать избыточность числа программных документов. Их разработчики игнорируют факт наличия объективных границ применения программно-целевого метода, который является эффективным инструментом чрезвычайного управления, концентрации части имеющихся ресурсов на важнейших задачах и целях развития в ущерб другим, менее актуальным.

Попытки применить программно-целевой метод для решения всех существующих проблем, распределить через программы большую часть бюджетных ресурсов, как это пытаются сделать в настоящее время, ошибочны теоретически и бесполезны практически. Подобный расширительный подход не позволяет получить ожидаемого управленческого результата. К этому же ведут к непониманию управленцами сущностного единства программно-целевого и проектного подходов и попытки их противопоставления.

Несмотря на объективно ограниченные возможности и масштабы экономик большинства муниципальных образований, необходимо интенсифицировать применение в процессах управления и планирования на местном уровне новейших информационных технологий. Электронный обмен информацией, взаимодействие специалистов в электронных сетях, управление в режиме реального времени – все это позволяет коренным образом расширить горизонты и объемы плановых решений, ускорить их принятие, повысить обоснованность управленческих решений, сохраняя при этом разумную достаточность количества планируемых и контролируемых параметров. Параллельно с этим надо вести массовую подготовку и переподготовку специалистов, обладающих компетенциями для работы в условиях цифровизации и интеллектуализации сферы управления и планирования. Сейчас на муниципальном уровне очевиден дефицит таких кадров.

Важным резервом интенсификации развития муниципалитетов является межмуниципальное сотрудничество и кооперация, позволяющие коллективно решать насущные на местном уровне. Причем, кооперация возможна не только для развития инфраструктуры, обеспечения населения социальными услугами, но и в сфере планирования и управления (совместная разработка программ, делегирование полномочий, межмуниципальные органы управления)», – сообщил Пётр Иосифович.

Также президент РАЕН привел такой интересный пример:

«Сегодня есть такая нейросеть DeepSeek (платформа искусственного интеллекта), которой задали вопрос: если бы СССР (Россия) не отказалась от плановой экономики в 1985 году, то что было бы сегодня? И она сгенерировала такой ответ: сегодня у России было бы 43% в валовом мировом продукте – первое место в мире, а на душу населения Россия отставала бы только от Люксембурга. Это еще раз подтверждает важность планирования в государственном и муниципальном управлении», – отметил Бурак.

Главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук, директор Проектно-аналитического центра Института экономических стратегий, доктор психологических наук Владимир Евгеньевич ЛЕПСКИЙ рассказал о технологии трансформации местного самоуправления в саморазвивающиеся полисубъектные среды (о гармонии иерархий, сетей и сред):

«Сегодня много делается для развития местного самоуправления и в правовом поле, и в организационном. Но одна самая большая проблема – недостаточное внимание уделяется системному подходу.

И по сей день российские разработки, которые достались нам еще от советской системы – лучшие, они основываются на философских подходах Вернадского, Богданова и др. Но мы сегодня, к сожалению, этим не пользуемся. И надо признать, что наука сегодня отстранена и нет стратегического целеполагания в стране», – отметил учёный.

Владимир Евгеньевич сообщил, что в последние годы выполнена большая работа по совершенствованию механизмов и поддержке местного самоуправления. Прежде всего в законодательной сфере, в поддержке социально ориентированных НКО и других формах стимулирования самоуправления и построения гражданского общества. Однако успехи могли бы быть значительно большими, если бы все предпринимаемые усилия системно организовать в интересах развития страны.

«Современные тренды развития системного подхода неразрывно связаны с включением в центр внимания субъектов, сборки субъектов развития, укрепления субъектности. Можно привести многочисленные примеры, когда достойные идеи развития превращались в многочисленные призывы, а результаты были достойны корзины для бумаг. Так было с призывами к инновационному развитию и построению Национальной инновационной системы, так может стать и с призывами к технологическому суверенитету, если в впереди не поставить проблему субъектности страны. Это имеет прямое отношение и к пониманию развития местного самоуправления.

В настоящее время отечественная наука, опираясь на плечи наших гениальных системщиков (космисты, А.А. Богданов, В.И. Вернадский и др.), а также на работы наших философов науки (В.С. Степин и др.) имеет мировой приоритет в разработке субъектно-ориентированного подхода к организации управления, безопасности и развития социальных систем.

Нами разработана и признана в стране и мировом научном сообществе кибернетика саморазвивающихся полисубъектных сред, базовые идеи которой были рождены в СССР при создании автоматизированных систем управления страной. Актуальность использования этих разработок для местного самоуправления определяется их ориентацией на гармонию иерархий, сетей и сред, на консолидацию администраций, общества и предпринимателей», – уверен Лепский.

В докладе Владимира Евгеньевича также были рассмотрены проблемы трансформации сложившихся социальных систем в саморазвивающиеся полисубъектные среды, был проанализирован опыт и предложены адекватные технологии для решения этих проблем.

Советник президента Московской ассоциации предпринимателей, эксперт Российской муниципальной академии Николай Викторович КРИВОШЕИН рассказал о Национальной инвестиционной экосистеме как стратегическом инструменте регионально-муниципального развития:

Докладчик обратил внимание на проблему привлечения инвестиционных средств для финансирования производственных и инфраструктурных проектов реального сектора, которая особенно остро высвечивается в регионах и муниципалитетах Российской Федерации, поскольку значительная часть налоговых доходов перечисляется в центр, а субсидии, субвенции и дотации, направляемые из центра в регионы, «заточены» почти исключительно на финансирование социальных нужд и очень мало учитывают потребности территорий.

«По данным ТПП РФ ежегодно в нашей стране формируются около 40 тысяч инвестиционных инициатив предприятий реального сектора. В лучшем случае только 10-я часть их них дойдет до потенциального инвестора, только 10-я часть этой 10-й части получит средства для финансирования.

А как быть с остальными проектами? В огромном потоке, безусловно, есть интересные, стратегически важные для нашей страны – их нельзя пропустить, не заметить в массе локальных предложений. Решить эту проблему можно только с использованием современных масштабируемых цифровых технологий, которые позволят найти интересные проекты даже в самых отдаленных уголках нашей страны.

Задачу по усовершенствованию инвестиционного рынка, вовлечению денежных средств владельцев капиталов в деятельность по финансированию реального сектора экономики необходимо решать на принципиальном уровне, в рамках единой Национальной инвестиционной экосистемы.

Площадкой для формирования этой экосистемы может стать виртуальный гибрид инвестиционного рынка – сетевая многосторонняя цифровая платформа, обладающая набором необходимых инструментов – программных приложений и сервисов, ориентированных на обеспечение прямого взаимодействия и осуществления транзакций между инициаторами инвестиционных проектов и потенциальными инвесторами. За счет развития сетевых эффектов, она существенно повысит эффективность бизнес-процессов, удешевит стоимость транзакций, обеспечит быстрые коммуникации, снизит роль географических, временных и иных факторов, влияющих на социально-экономические процессы», – считает эксперт.

Кривошеин видит практическую реализацию проекта в сотрудничестве с Российской муниципальной академией, которая может обеспечить научно-методическую поддержку и содействовать включению проекта в федеральные и региональные программы развития.

Председатель генерального совета Ассамблеи народов Евразии и Африки, член президиума Российской муниципальной академии Светлана Константиновна СМИРНОВА рассказала о новых форматах взаимодействия в международном межмуниципальном сотрудничестве:

«Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем ПУТИНЫМ поставлена задача ориентации всей сферы международных межмуниципальных и межрегиональных связей на строительство нового мира, базирующегося на разделяемом всеми здравыми силами стремлении к безопасности, справедливости и развитию. Динамика реализации этой задачи зависит от гармоничного сотрудничества, координации и взаимодополнения усилий некоммерческих организаций, государственных и муниципальных ветвей власти.

В современном быстроменяющемся мире изменениям подвержены все сферы международного сотрудничества. На этом этапе крайне важно подчеркнуть роль муниципалитетов в поддержании стабильности и укреплении доверия между народами.

На чем основывается эта стабильность? Это – опыт прошлых лет, исторические корни и события; обращение к вечным ценностям (любовь, дружба, семья, земля и окружающий мир); контроль за повседневными процессами жизнедеятельности муниципалитетов; определение целей и задач на перспективу; получение новых знаний и компетенций руководителями муниципалитетов.

Как отметил министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович ЛАВРОВ: «Мы должны повысить профиль муниципалитетов, в том числе в их международной деятельности. Понятно, что этого не достичь без должного ресурсного, экспертного, административного обеспечения этой работы. Будем продвигать инициативы, которые позволяют провести обучающие семинары, разработать методические рекомендации для представителей местных властей».

Как показывает международный опыт, успешные результаты по линии объединения и сотрудничества достигаются не только на высшем уровне, но и при непосредственном общении между руководителями городов, представителями бизнеса и социальной сферы. Руководителям муниципалитетов, лично знакомым между собой, легче решать деловые вопросы, обмениваться опытом, реализовывать перспективные проекты.

Формат прямой коммуникации между странами на уровне глав муниципалитетов – тех людей, которые непосредственно отвечают за развитие городов, сельских территорий, за коммуникацию с гражданами – это и есть народная дипломатия.

Установление и укрепление прямых связей между хозяйствующими субъектами, разработка и реализация совместных проектов, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, обмен опытом, информационная поддержка, культурные обмены, научное и гуманитарное сотрудничество – это те проверенные механизмы, которыми традиционно пользуются муниципалитеты для выстраивания взаимовыгодных международных отношений.

Участие городов в побратимских отношениях и в деятельности международных и межмуниципальных объединений, союзов и ассоциаций позволяет найти такие пути международного сотрудничества, которые отвечают потребностям городов в получении доступа к международному опыту, позволяют стать частью мирового сообщества городов, а также презентовать свой социокультурный и промышленный потенциал.

Международный союз неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии и Африки» является одной из новых форм реализации общественной интеграционной модели. Основная деятельность Ассамблеи осуществляется через эффективное использование механизмов народной (общественной) дипломатии в сфере делового, научного, образовательного и гуманитарного сотрудничества, популяризацию лучших моделей разностороннего партнерства международной общественности. Сегодня членами Ассамблеи народов Евразии и Африки являются представители неправительственных организаций, учебных заведений, органов государственной власти и местного самоуправления более чем из 50 стран мира.

На наш взгляд, актуальное направление развития муниципалитетов сегодня: при переходе к «городам завтрашнего дня» сохранить «чувство места», сохранить культурное наследие и местную самобытность, соединяя старое с новым. Это не только исторические места и культурные коды, но и социальные и экономические активы и точки роста для местных сообществ и национального развития.

Ассамблея народов Евразии и Африки в 2023-2024 годах реализовала проект «Наследие Евразии: сельские сообщества». Проект был направлен на выявление и масштабирование как раз таких культурных практик сельских территорий евразийского пространства, которые расширяют потенциал партнерских связей местных сообществ, выявляют и развивают точки роста территорий. В проекте участвовали представители сельских муниципалитетов шести стран: России, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Таджикистана, Беларусь. Одним из важнейших результатов проекта стало создание международного сообщества сельских лидеров, способных качественно изменять облик своей территории. Образовательная составляющая проекта помогла таким людям по-новому взглянуть на привычные форматы взаимодействия, получить новые компетенции и знания», – отметила Светлана Константиновна.

Ведущий мероприятия – президент Российской муниципальной академии Александр Анатольевич АЙГИСТОВ, который также является членом генерального совета Ассамблеи народов Евразии и Африки, поддержал выступление Смирновой, отметив, что люди, независимо от того, в какой стране они живут, хотят жить в дружбе и согласии. А через инструменты народной дипломатии можно и нужно укреплять сотрудничество во всех сферах жизнедеятельности муниципалитетов, объединений граждан и просто неравнодушных жителей городов и сельских населенных пунктов.

«Потому что на сегодняшний день муниципалитетами ещё не до конца используются возможности неправительственных организаций по налаживанию разностороннего международного сотрудничества. Потенциал этих институтов гражданского общества позволяет находить единомышленников и точки соприкосновения там, где нарушены межгосударственные и межрегиональные связи.

За межмуниципальными контактами будущее, потому что, как показывает практика, межличностное общение и достоверная информация друг о друге – самая надежная основа сотрудничества», – констатировал Александр Анатольевич.

Председатель Оргкомитета Российского муниципального форума, член президиума Российской муниципальной академии Светлана Николаевна ЮРКОВА поставила перед участниками конференции острый вопрос – будет ли развиваться местное самоуправление в России?

В своем выступлении отметила, что внесение соответствующих изменений и дополнений в Конституцию Российской Федерации в части закрепления принципа о включении органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти новых условий для коренного преобразования существующей системы местного самоуправления не создает. Отсутствие в настоящее время государственной политики в области развития местного самоуправления не позволяет определить цели, а значит и стратегию развития местного самоуправления на современном этапе.

«Налицо ситуативные реагирования на существующие проблемы. Что из этого следует? А следует то, что в России идут два параллельных процесса:

- ситуативное бессистемное без учета логики и принципа целостности Закона внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о не прекращается;
- подготовка к принятию нового закона, базирующаяся на иной концепции, нежели реализованная на практике модель местного самоуправления в современной России.

В этой ситуации неизбежен длительный переходный период и нестабильность работы органов местного самоуправления, а, следовательно, и потеря устойчивости», – посетовала Юркова.

Член президиума Российской муниципальной академии напомнила о базовых исходных положениях как основании для законодательного регулирования местного самоуправления и которые стоит сохранить в дальнейшем, а также предложила вспомнить о природе местного самоуправления, опыте, полученном в период становления и развития современной России, принципе наличия собственных компетенции и ресурсов, необходимости решения трех групп задач:

- предоставление коммунальных и социальных услуг, до которых у государства «не доходят руки», «разгрузка» государства от несвойственных ему функций;
- привлечение невидимых с государственного уровня местных ресурсов, присущих только данному микротерриториальному уровню;
- создание третьего центра публичной власти, непосредственно опирающегося на население.

«В этой связи мне представляется чрезвычайно важным сохранение поселенческого принципа территориальной организации местного самоуправления и четкое установление компетенции муниципальных образований при обеспечении ее стабильности, в том числе путем исключения возможности перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти», – считает Юркова.

В заключение Светлана Николаевна отметила, что муниципальное сообщество надеялось – накопившиеся проблемы будут учтены в новых Основах государственной политики в области развития местного самоуправления, которые определят направления решения проблем, а новый закон создаст правовую основу для реализации этих направлений.

«А вместо этого представлен законопроект, консервирующий старые проблемы и создающий новые; логика и качество этого проекта как юридического акта вызывает сомнения. Масштаб накопившихся проблем в сфере организации и деятельности местного самоуправления и разнообразие мнений о перспективах корректировки его российской модели позволяют сделать вывод о необходимости серьезной, объемной и сложной работы в этой сфере. Такая работа должна быть проведена с участием всех заинтересованных сторон, с организацией широкой открытой дискуссии», – уверена Юркова.

Глава Муниципального округа «Пресненский» г. Москвы, член президиума Российской муниципальной академии Дмитрий Павлович ЮМАЛИН рассказал о новых трендах в стандартизации и цифровизации в местном самоуправлении:

«Сейчас то самое время, когда всем нам, органам местного самоуправления, надо объединиться, когда мы должны определить вектор нашего будущего, обозначить главную цель, проработать все нормативно-правовые акты, которые каким-либо образом соотносятся с темой МСУ в России, выработать единые правила и стандарты в системе представительной власти.

Особое внимание я бы хотел уделить теме наставничества и преемственности, к огромному сожалению, всеми забытой...

Для успешного достижения поставленных целей необходимо передавать опыт новым поколениям, дабы не тормозить процесс развития. Муниципальным депутатам, как и федеральным, нужны помощники, лучше, чтобы это были студенты профильных факультетов ВУЗов.

Необходимость трансформации муниципальной власти бесспорна. Структурные изменения назрели сами собой. Накопленный всероссийский муниципальный опыт позволяет вносить необходимые изменения и в процессы исполнительной власти, ведь сами граждане знают, что для них лучше и чем они хотят пользоваться и как.

Самосознание граждан растёт, растёт и образованность в юридических, экономических и социальных вопросах. Самоорганизованность граждан выходит на новый уровень, а также растёт значимость гражданского контроля за исполнением решений органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Однозначно могу сказать, что мощная гражданская консолидация даёт серьёзный шанс стране занимать лидирующие позиции в вопросах социальной удовлетворенности и стабильности в мире. Только совместными силами, только с любовью к стране мы сможем возродить Россию все вместе!

Поистине продуктивный и самый полезный диалог происходит здесь и сейчас на полях Российской муниципальной академии», – сказал в заключение глава муниципального округа.

Дмитрий Павлович искренне поблагодарил руководство, организаторов и всех присутствующих участников Ежегодной итоговой Конференции Российской муниципальной академии.



Старший научный сотрудник ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», член – корреспондент Российской муниципальной академии Николай Владимирович ВОРОШИЛОВ осветил актуальные вопросы и задачи организации мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований России:

Учёный рассказал о необходимости совершенствования системы мониторинга социально-экономического развития муниципальных образований России, важности данного мониторинга для органов местного самоуправления, органов государственной власти, населения и бизнеса, а также о примере организации такого мониторинга в Вологодской области, реализуемого Вологодским научным центром РАН в формате выпуска ежегодного информационно-аналитического бюллетеня (автор-разработчик бюллетеня – кандидат экономических наук Николай Владимирович ВОРОШИЛОВ).

Была обозначена важность устранения имеющихся проблем в сфере организации официальной статистики в разрезе муниципалитетов (сокращение полноты и качества предоставления Росстатом статистической информации в разрезе муниципалитетов, несопоставимость в ряде случаев данных во времени и пространстве и т.д.) путём выработки конкретных решений Росстатом совместно с заинтересованными федеральными органами власти по развитию системы официальной статистики по муниципальным образованиям, а также городским и сельским агломерациям, опорным населённым пунктам, которые в настоящее время становятся отдельными объектами управления.

Также докладчик указал на возможность использования иных источников информации для анализа процессов развития муниципалитетов: например, специальных ресурсов, в которых агрегирована информация о показателях финансово-экономической деятельности предприятий и организаций («СПАРК-Интерфакс», «КонтурФокус», «Лист-Орг», «Чекко» и др.), а также использование аналитики социальных сетей (ВКонтакте и др.) для оценки вовлечённости населения в обсуждение вопросов и проблем развития муниципалитета в интернет-пространстве (официальные и неофициальные муниципальные сообщества) и оценки качества размещённого контента на официальных страницах органов власти.

Исполнительный директор Академии наук социальных технологий и местного самоуправления Константин Владимирович ХАРЧЕНКО предложил формирование системы профессионального развития муниципальных служащих через академическое партнерство:

«Сегодня все больше осознается, что будущее России зависит от совершенства систем правового регулирования и стратегического планирования, четкости структуры и надежности функционирования государственных институтов, определения наиболее отвечающей ментальным традициям народа модели экономики, наконец, утверждения в обществе объединяющей национальной идеи.

Концептуально многие соответствующие предложения и технологии совершенствования государственного устройства уже проработаны, однако для их эффективной реализации необходим субъект – профессионально грамотные и стратегически мыслящие государственные гражданские и муниципальные служащие, разделяющие традиционные духовно-нравственные ценности, патриоты нашей страны, имеющие широкий кругозор и творческий подход к делу.
Отсюда возникает потребность, с одной стороны, в организации социальных лифтов для подбора и отбора наиболее подходящих кандидатов на госслужбу, а с другой, в преобразовании действующей системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Прежде всего, госслужба должна быть привлекательна для профессионалов. К сожалению, сегодня для профессиональных организаторов деятельности, менеджеров, коммуникаторов и публичных лидеров служба в органах власти и, шире, в госсекторе, далеко не всегда стоит в приоритете.

Возможными причинами недостаточной популярности госслужбы являются: невысокая оплата труда на низовом уровне управленческой иерархии и несоразмерность заработной платы и ответственности – на верхних уровнях, невозможность либо затруднительность получения легального дополнительного дохода за счет реализации широкого круга навыков; большие объемы непроизводительного труда – работы с документами, не предполагающей социального эффекта и, соответственно, морального удовлетворения; фактическая презумпция коррупционности госслужбы – необходимость подачи сведений о доходах, расходах и т.д., наличие «перечня коррупционно-опасных должностей»; в целом негативный образ чиновника-бюрократа, который формировался еще русской классической и советской литературой (при том, что социальное положение советских служащих было высоким) и был подхвачен постсоветской массовой культурой и публицистикой.

Итак, сегодня пришло время осознать, что обучение госслужащих должно быть подготовкой элиты – квалифицированного меньшинства, которое берет ответственность за судьбу большинства населения. Именно такую трактовку элиты как достойных людей дал Президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН в Ежегодном послании Федеральному собранию 29 февраля 2024 года.

Иными словами, кадровая элита – это носители интеллектуального, социального и духовного потенциала одновременно. И вот такая элита должна стать антиподом «элите» как бомонду и истеблишменту, пригодной лишь для решения задач колониальной администрации.
Предполагается, что достойными представителями новой управленческой элиты будут лица, вернувшиеся из зоны боевых действий – участники СВО. От этого может быть двойная польза – с одной стороны, социальная адаптация бывших военных к мирной жизни, которая во все времена происходит непросто, а с другой, реализация в обществе ценностей, за которые они воевали.

Грамотно организованное и содержательно-выверенное обучение, включающего практикумы в формате организационно-деятельностных игр, проектных мастерских, хакатонов и т.д., а также экскурсии по адресам передового управленческого опыта, должно способствовать формированию не просто набора знаний и навыков, а подлинных компетенций – атрибутов сознания, в которых органично переплетены профессиональные и личностные качества, а знания соединены с эмоциональным фоном.

Интегральной характеристикой личности в данном случае выступает субъектность – способность быть лидером-творцом, задавать стандарты и формировать тренды. Так, сегодня актуальной управленческой задачей является не вхождение России в топ-5 или топ-10 позиций некоторого западного рейтинга, а разработка и продвижение новых рейтинговых систем совместно со странами БРИКС и ШОС», – уверен Харченко.

Президент научно-образовательного объединения «Журавли – Диалог», академик Российской муниципальной академии, доктор педагогических наук Людмила Витальевна ЖУРАВЛЕВА рассказала об инвестициях в формирование человеческого капитала как одной из ключевых форм развития муниципалитетов:

«Инвестиции в человеческий капитал являются ключевым фактором устойчивого и инновационного развития муниципалитетов. Они традиционно включают вложения в здравоохранение, образование, воспитание детей и трудоустройство.

Но для достижения реального прогресса сохранения человеческого капитала на территории необходимо изменить привычные подходы, и во-первых, взаимодействие администраций муниципалитетов с системой образования, включая школы, учителей и старшеклассников. С другой стороны, образовательная система должна сместить акцент с знание-центрического подхода на антропологический, ориентированный на развитие личности, интересов, интеллекта, эмоциональной отзывчивости и социальной компетенции. Именно такие люди нужны в городах, селах и поселениях.

Развитие человеческого капитала начинается с развития человеческого потенциала. Появление таких возможностей в общем образовании представляется сомнительным, дополнительное же образование, которое всегда занималось развитием задатков и способностей, может выполнить эту задачу. Но важно заметить, всю работу следует основывать на научных данных и успешных практиках. Такая практика есть в Сургуте, уже 24 года используется антропологическая наука в дополнительном иноязычном образовании, опираясь на принципы отечественной науки.

Важным аспектом является повышение профессиональной культуры педагогов еще до начала этой важной работы. Нам нужно развить педагогов именно до ценностного уровня, то есть уровня культуры, а не квалификации! Именно такой уровень старших преподавателей требуется в полипарадигмальном подходе. Взаимодействие управления муниципалитета со школьниками должно строиться на обсуждении реальных проектов, что стимулирует молодежь и привлекает её к дальнейшей работе в муниципалитете.

Антропологический подход стимулирует развитие гуманитарного капитала учащихся, педагогов и аппарата администрации, вносит положительный вклад во все аспекты жизни муниципального образования», – подытожила Журавлёва.

Председатель Совета муниципальных образований города Москвы, глава городского округа Троицк, член президиума Российской муниципальной академии Владимир Евгеньевич ДУДОЧКИН рассказал об опыте проведения «Дней соседей» как элементе взаимоотношений власти и жителей муниципальных образований:

«Муниципальные образования Москвы большое внимание уделяют различным формам взаимоотношений с жителями своих округов. Кроме традиционных форм, таких как сайт, телеграм-канал, личный приём, используются и местные муниципальные практики.
Например, в Троицке уже более 10 лет проводятся дни соседей, главной целью которых является знакомство соседей и обсуждения с жителями волнующих их вопросов. На таких встречах присутствуют представители образования, здравоохранения, ЖКХ, участковые и другие сотрудники важнейших отраслей городского хозяйства. В неформальной обстановке решаются многие вопросы жителей. За все время в этих мероприятиях поучаствовало более 10 тысяч человек, решено более 1500 вопросов», – рассказал глава Троицка.

Художественный руководитель Театра кошек Куклачёва, народный артист РСФСР Юрий Дмитриевич КУКЛАЧЁВ рассказал о деятельности «Академии доброты Юрия Куклачёва» в муниципалитетах России.

«Проект организации «Школа доброты» в регионах и муниципалитетах – это инструментарий нравственного воспитания детей в целом. Это не просто уроки, хотя я провожу уроки доброты, но это и не отдельный урок, который длится 45 минут. Это трудно даже зафиксировать, вот в чём сложность.

Мы создали для этого методички, там все есть. Этот урок доброты педагог, родители могут проводить на улице, за столом, во время похода в кинотеатр, в лес, где угодно. И это крайне важно делать на территориях, в самых отдалённых муниципалитетах.
Наши уроки мы начинаем с объяснения того, что такое доброта. Доброта – это главный элемент духовного мира. Без доброты нет любви. И сегодня это особенно актуально. Потому что в мире появился страшный вирус. Нет, это не коронавирус, его можно как-то вылечить таблетками.

Это страшный духовный вирус – равнодушие. Это поразило многих людей. Люди стали настолько бессердечные и бездушные. И это захватило всех, все страны. Вы знаете, я особенно это почувствовал в нашей стране, когда мы в девяностые годы открыли «окна демократии» и к нам хлынула вся грязь, которая собралась на планете.

Мы решили, что будем дышать свободой, открыли эту свободу. А по факту оказалось, что это не свобода, это особого вида наркомания – все то отрицательное, что было за рубежом, и это все сразу же пришло к нам. А то, что у нас было лучшее, такие слова как «совесть», «честь», слова, которые раньше можно было увидеть на заборе, они пропали, их нигде нет.
Все забыли, что это такое. Все живут только для себя, все используют в своих личных целях. А какая же это честь? Видя все это, мы поняли, что изменить природу мы не можем, потому что то, что происходит, это стечение обстоятельств, сложившаяся ситуация, исторический момент. Я понял, что начинать нужно с себя, нужно собрать весь свой опыт и начать им делиться с детьми.

Быть добрым – это выгодно, потому что ты сам себя реализуешь, сам себя воспитываешь. А что такое быть добрым? Это уметь сдерживать себя, свои эмоции, страсти, желания, где-то усмирять внутри свой пыл, воспитывать свою волю. Вот для этого я написал книгу «Духовная кулинария». Зайдите к нам на сайт проекта «Школа доброты» www.wellfond.ru или на сайт нашего театра, у нас там есть книжный магазин, там есть 9 книг, среди которых есть книга «Духовная кулинария».

Предлагаю главам муниципальных образований вот такие рейды нашего театра, нашей Академии доброты в рамках уроков патриотизма, которые надо проводить. Этого не хватает, это очень важно!» – констатировал выдающийся советский и российский актёр.

Член президиума, советник президента Российской муниципальной академии, директор Липецкой региональной общественной организации социально-культурного развития «Палитра творчества», экс-глава Администрации сельского поселения Кузьмино-Отвержский сельсовет Липецкой области Наталия Александровна ЗИМАРИНА поделилась опытом развития креативных индустрий на примере Липецкой области:

«В России уникальная, многогранная, богатая культура, которую необходимо сохранять, популяризировать и развивать. Она позволяет развивать человека и стать ему креативным в любом виде деятельности!

Напомню, что с 5 февраля 2025 года официально вступил в силу Федеральный закон №330 о креативных (творческих) индустриях, который становится основой для системного развития креативной экономики в России.

Какие же ключевые изменения ждут сектор? Уже законодательно закреплены основные понятия в сфере креативных индустрий, что создает единое правовое поле и единство правоприменения в этой сфере. Определены полномочия федеральных и региональных органов власти, а также закреплено министерство, ответственное за развитие креативной экономики. Предусмотрена разработка подзаконных актов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Определены направления мер поддержки креативных индустрий!
Какие же дальнейшие шаги?

Вступление закона в силу инициирует следующий этап — разработку и утверждение подзаконных нормативных правовых актов. Эта работа будет вестись на федеральном и региональном уровнях, обеспечивая комплексное регулирование сектора. Центр развития креативной экономики АСИ продолжит деятельность по развитию креативных индустрий через разработку нормативных правовых актов на федеральном уровне, методическую поддержку регионов в части разработки и утверждения региональных нормативных правовых актов, координацию внедрения Регионального стандарта и мониторинга его реализации.
Новый закон закладывает основу для формирования системного подхода к развитию креативных индустрий в России, структурирует правовое поле и создает единые правила для регионов и креативного бизнеса.

Липецкая область вошла в число первых 20 регионов России, которые представили Стратегию развития креативной экономики до 2030-го года на федеральной презентации в Москве. Согласно рейтингу АСИ, регион входит в ТОП-10 по внедрению стандарта развития творческих индустрий.

В Липецкой области создана региональная опорная организация – это наш Центр креативных индустрий, проведен аудит и анализ влияния креативных индустрии на экономику региона, определены приоритетные направления: IT, архитектура, мода и народные художественные промыслы.

Сейчас активно создаются условия, для того чтобы творчество и бизнес играли все большую роль в экономике области. Активно формируются сообщества креативных индустрий. Действуют финансовые меры поддержки – гранты и субсидии, льготные займы, налоговые льготы, выход на маркетплейсы и экспорт, регистрация бренда, сертификация продукции.
В планах на 2025 год – разработка регионального нормативно-правового акта о развитии креативных индустрий и его реализация», – сообщила Зимарина.

В заключение своего выступления советник президента Российской муниципальной академии напомнила, что в 2022 году был принят Указ Президента РФ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Российская муниципальная академия, которая вместе с Федеральным народным советом и Общенациональным союзом некоммерческих организаций и социальных предприятий инициировала новую редакцию проекта этого Указа, активно работает по его исполнению.
В 2024 году академия инициировала собственное учреждение «Международный русский ремесленный дом» как универсальный инструмент представления продукции народных промыслов на ведущих маркетплейсах страны.

«Креативные индустрии, важной частью которых являются народно-художественные промыслы, становятся сегодня экономической составляющей. Смыслы экономики меняются, и творчество и культура выходят на первый план, формируя гармонично развитого человека. Народно-художественные промыслы и ремёсла имеют не только культурологическое значение, но места традиционного обитания становятся центрами сохранения культурных традиций и развития туризма. Таким образом, мы сможем не только сохранить народно-художественные промыслы, но и найти новый источник экономического развития муниципалитетов», – констатировала общественный деятель.

Продолжая тему, генеральный директор Международного русского ремесленного дома (учредитель – Российская муниципальная академия), советник президента Российской муниципальной академии Олеся Александровна СОЛОВЬЁВА рассказала о Международном русском ремесленном доме (МРРД) как об идеологическом компоненте для создания солидарного государства и общества:

В рамках выступления были представлены результаты анализа ремесленной деятельности, предложена модель развития институтов ремесленничества в России, определена необходимость развития ремесел и народных промыслов с учетом исторических особенностей развития ремесленной деятельности, выявлена ее специфика в современной экономике.

Особое внимание уделено применению программно-целевого метода к процессу формирования инфраструктуры ремесленничества в России, предполагающего разработку федеральной, региональных и местных целевых программ в этой сфере.

Отмечено, что МРРД будет действовать в рамках Указа президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных, российских духовно-нравственных ценностей».

Олеся Александровна рассказала, что МРРД как международный и всероссийский агрегатор будет проводить ежеквартальные конкурсы, победители которых будут внесены в специальный реестр. При этом будут даваться ответственные рекомендации, чтобы победителей могли субсидировать и взять на поддержку частные, общественные или государственные грантооператоры, инвесторы.

«МРРД как подобная, я уверена в этом, не просто организационная, техническая, но и идеологическая структура позволит и молодёжи оставаться на местах, создавать различные кооперации и продвигать свой муниципалитет и регион.

Международный русский ремесленный дом делает ставку, в первую очередь, на муниципалитеты и мы рады каждому участнику, ведь кооперация даже из двух – трёх человек сможет в будущем создать промышленные места, и таких будет огромное множество, а это уже, если хотите, сеть, художественная отрасль, традиционно и ментально определяющая лицо нашего государства!» – констатировала генеральный директор МРРД.

Соловьёва отметила также, что основная цель МРРД – это возрождение всего лучшего из советской кооперации, объединение разных талантливых мастеров художественного творчества – ремесленников, промышленников, которым должно и будет помогать российское государство.

«Ранее в СССР этим системно занимались республиканские министерства местной промышленности и художественных промыслов, крупнейшие научно – исследовательские институты и даже Академия наук СССР. Поэтому, возможно, стоит подумать, чтобы при региональных и крупных муниципальных администрациях начать создавать комитеты местной промышленности и художественных промыслов», – считает Соловьёва.

В завершении конференции директор Института общественного развития, учёный секретарь и член президиума Российской муниципальной академии, кандидат экономических наук Виктор Викторович ИВАНОВ подвел итоги дискуссии и рассказал об основных направлениях развития и реализации научного потенциала Российской муниципальной академии:

«Сегодня много и правильно говорилось о необходимости многочисленных изменений в области местного самоуправления и регионального развития, важной роли науки в этом процессе. К сожалению, в отличие от правильных решений, пока в основном нарастают проблемы. В чем причина?

Напомню, 25 лет назад наша академия и специфический профиль ее работы, сочетавший в себе поиск практик и научных достижений, были созданы из-за проблемы резкого изменения условий хозяйствования и невозможности наработанными методами достигать новых результатов.

Трудно поверить, но в настоящее время страна и мир сталкиваются с подобной же ситуацией, с той лишь разницей, что раньше имелся определенный «западный задел», который мог помочь. Сегодня сам запад находится в еще более сложном положении, так что нам надо не просто опять искать принципиально новые решения в рамках новой социально-экономической парадигмы, но и делать это уже без оглядки на кого-либо.

Думается 25 лет прошли не зря и такой абсолютно инновационный потенциал у нас реально есть. В значительной мере он связан с обобщением наших передовых исследований практики и формирования на их почве передовых теорий и технологий управления.
При этом позвольте обратить внимание на один важный момент, звучавший сегодня уже не раз. Без принципиального внимания и воспитания в подрастающем поколении и обществе в целом добра, ответственности за окружающих и общество, патриотизма, все решения останутся не просто механистическими, но и могут парадоксально при формальной верности привести к отрицательным результатам. Поэтому в центре всех вопросов, особенно муниципального развития должен стоять «человек», реальное уважение к нему и к нашему собственному обществу и его ценностям.

Год назад, как вы все помните, мы в рамках развития академии сформировали, по сути, рабочие группы по направлениям исследования и поставили задачи по развитию научной работы в целом. Сегодня нам необходимо выйти на следующий уровень, расширить научную работу и повысить отдачу от ее проведения. В связи с этим предлагается сделать ряд шагов:

Первое. Сформировать Учёный совет и его работу на постоянной основе, в рамках которого научный актив академии при координации работ учёным секретарем, смог бы наладить постоянную оперативную организацию научных работ и форматов представления отчетов по ним.

Второе. Руководителям сформированных в нашей академии направлений определить разумные возможности по периодическому информированию о движении разрабатываемых проектов, а на их основе, Учёный совет, в свою очередь, сможет формировать информационные бюллетени, как для размещении на сайте, так и для использования в организации и развитии научной работы академии в целом.

Третье. В выходящих научных и практических публикациях наших академиков, просьба указывать их связь с академией, а также с некоторой периодичностью (например, раз в квартал) давать сведения о вышедших в печать работах, сведения о которых мы также можем размещать в качестве материалов академии. Учитывая характер нашей работы, речь идет не только о научных публикациях и не только в научных журналах.

Четвертое. В рамках развития научного профиля академии, предлагается разработать статистический блок профильных данных по муниципальному развитию в разрезе регионов и необходимых общих данных, которые бы отличались оригинальностью подходов и были бы полезны для регионов, практиков по муниципальному управлению, ученым и преподавателям.
В первую очередь наше экспертное сообщество должно определиться с проблемами и задачами муниципального управления. Затем с возможностью их отражения в интегральных или отдельных показателях и возможностях получения данных для их расчета, а затем и сформировать методику такого расчета и представления как исходных, так и расчетных данных (например, Рейтинга поддержки «формирования человечности» в процессе муниципального развития российских регионов РМА (Рейтинг Человечности муниципалитетов РМА)). С дальнейшим размещением и регулярным обновлением на сайте. Также предлагается определиться с возможностью представления на сайте РМА полезной статистической информации в разрезах регионов.

Пятое. Продолжить работу по организации центра научной деятельности РМА – формирования ее Научной школы. Наши предварительные переговоры показывают, что наиболее успешно эту работу благодаря огромному опыту, имеющимся наработкам и радушному отношению вице – президента Академии, советника мэра Москвы Владимира Борисовича ЗОТОВА, следует реализовать в рамках нашего давнего партнера – Государственного университета управления. И мы постараемся в ближайшие месяцы уже выйти по этому вопросу на все необходимые организационные решения на месте.
Предполагается, что сама Школа будет впитывать, представлять и развивать все оригинальные решения, которые члены нашей Академии готовы будут представить в ее рамках.

Шестое. В рамках рабочих встреч и работы Учёного совета более активно организовывать взаимодействие с Государственной Думой ФС РФ, министерствами, регионами, прежде всего в Новороссии, на предмет выявления возможных задач, требующих нашей помощи в их решении. И более активного их рассмотрения в рамках работы академии, в том числе путем уточнения и расширения планов работ.

Седьмое. Важным вопросом в этом плане видится активное вовлечение молодежи в научную работу академии. Мы предлагаем объединить молодых участников академии в координационно-учебную группу с целью более комплексной поддержки их работы в академии, создания более тесных контактов в этой части академии и решаемых ими задачах.
Кроме того, предлагается в качестве эксперимента усилить и возможно сделать факультативной работу с молодежью, прежде всего студенческой, заинтересованной в работе по направлениям академии, стажировке по ее проектам и структурам, но еще не принятой в саму академию. Формализовать этот процесс можно в рамках работы «Молодежного клуба РМА».

Восьмое. Предлагаю нашим уважаемым членам академии, работающим непосредственно в муниципальных и региональных структурах, включая выборные, рассмотреть возможность и потребность по привлечению и организации стажировок или постоянной работы в их структурах молодых специалистов Академии.

Девятое. В рамках работы Академии с самого его начала большое внимание уделялось и уделяется оценки непростого труда муниципальных служащих. Это очень важный аспект. Сегодня, когда Россия выходит на новый уровень своей организации – независимый, в условиях очень сложного окружения, практически во всех направлениях важную роль начинают играть вопросы патриотического отношения и воспитания, а значит и повышение роли искусства и культуры. Тем более, что в рядах нашей академии уже немало выдающихся деятелей и организаторов культуры и искусства.

В связи с этим предлагаю расширить спектр наград академии и рассмотреть возможность учреждения международной премии РМА по культуре и искусству им. Г. Державина. Этот удивительный человек не просто стоял у истоков российской словесности и культуры, но и был весьма крупным государственным деятелем.

Возможны и другие формы поощрения и стимулирования работы представителей культуры и искусства на муниципальном уровне, направленной на воспитание патриотизма, добра, духовного развития и традиционных ценностей, развитие работы самих муниципалитетов.

В заключение особенно хотелось бы отметить, работу руководства Академии, и особенно ее президента Александра Анатольевича АЙГИСТОВА, который не только на словах, но и на деле всегда стремится решать задачи, прежде всего для людей, а также поддерживая своим неравнодушием и человеческим отношением горение сердец вокруг деятельности Академии», – подытожил Иванов.

Ссылка на фото:
https://disk.yandex.ru/d/NvnU7qIJLXRiyg


Российская муниципальная академия
благодарит за помощь в организации мероприятия:

Алексея Николаевича ДИДЕНКО (Госдума ФС РФ)
Игоря Викторовича БАБИЧЕВА (Госдума ФС РФ)
Алексея Владимировича ПАВЛОВА (Госдума ФС РФ)
Людмилу Александровну ДРОЗДОВУ (Госдума ФС РФ)
Табриза Рафаила оглы ТАГИЕВА (Госдума ФС РФ)
Рустама Хусаиновича ХАНСВЕРОВА (МСУ Информ)
Игоря Сергеевича ЦАРЁВА (Нова Глоу)
Германа Дмитриевича ГУРНОВА (Нова Глоу)
Алёну Евгеньевну УШАКОВУ (Нова Глоу)
Станислава Геннадьевича ВОЛКОВСКОГО (РМА)
Виктора Викторовича ИВАНОВА (РМА)
Максима Александровича ПЯТНИЦКОГО (РМА)


Москва, 14 февраля 2025 года


OUR COMPANY
Bring Your Ideas to Life
Everything that you dreamed of can be brought to life exactly at the moment when you decide to win.